27 июня 2019 года в 10.00 часов на базе ГБОУ «Психологический центр» прошел круглый стол на тему «Преемственность детского сада и семьи в создании психологически безопасной среды для ребенка». В работе круглого стола приняли участие специалисты дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края (далее – ДОУ).
Мероприятие проводилось с целью активизации деятельности руководящих и педагогических кадров дошкольных учреждений в создании условий для психологического комфорта дошкольников, повышение педагогической компетентности педагогов в области преемственности ДОУ и семьи, формирование нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности.
Активному обсуждению были представлены вопросы о роли речевых игр при адаптации детей в детском саду, создании условий психологически комфортной образовательной среды в ДОУ, организации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.
Все участники отметили актуальность данной тематики, а также ценность полученной теоретической информации и практических навыков.
По-прежнему актуальным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Специалисты ДОУ в своих выступлениях подчеркнули, что психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма, что социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка — важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве. Поэтому в период адаптации воспитанников к ДОУ особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников.
По результатам работы круглого стола все участники сошлись во мнении, что для обеспечения гармоничного взаимодействия ребёнка с миром, правильного направления его эмоционального развития, пробуждения его добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению при осуществлении общеобразовательного процесса необходимо использовать:
- приёмы для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствующие снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности»;
- приёмы повышения познавательного интереса детей, формирования у детей ориентировки в окружающем, что учит правильному обращению с просьбой к сверстнику или взрослому;
- приёмы формирования стереотипов поведения, привлекающие детей к выполнению правил и образцов, что, в свою очередь, приводит к непроизвольному запоминанию образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях.