В Ставропольском крае с 2016 года реализуется комплексный проект (программа) по выравниванию условий для получения качественного образования обучающимися Ставропольского края. В 2016 году в региональный проект вошли 24 школы из 16 муниципальных образований, в 2018 году участие края в федеральном проекте позволило увеличить количество школ до 64 из 12 административно-территориальных единиц края. В 2019 году продолжена реализация этой программы через методическое и экспертно-консультационное сопровождение 21 школы-участницы проекта, которые не продемонстрировали положительной динамики, и мониторинг учебных достижений обучающихся 43 школ, улучшивших образовательные результаты.
В 2018 году Ставропольский край стал победителем конкурсного отбора региональных проектов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. 5 февраля 2018 года подписано соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Ставропольского края о предоставлении из федерального бюджета краевому бюджету субсидии на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Приказом министерства образования Ставропольского края от 16 февраля 2018 года № 188 ГБУ ДПО «Ставропольский институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее – СКИРО ПК и ПРО) был определен региональным оператором реализации мероприятий проекта.
В течение 2018 года использованы различные формы и технологии адресной методической поддержки педагогов в школах с низкими результатами обучения:
проведено исследование уровня сформированности профессиональных компетенций 653 учителя-предметника школ с низкими результатами обучения;
обучено 383 педагогических работников и 100 руководителей, заместителей руководителей школ с низкими результатами обучения по программам дополнительного профессионального образования;
кураторами (тьюторами)проведены 25 часов видео-консультаций, 159 часов онлайн-консультаций в режиме Skype-связи, 18 часов очных консультаций и 13 вебинаров;
на сайте ВикиСтавЦДО СКИРО ПК и ПРО http://wiki.stavcdo.ru/index.php/ созданы страницы профессиональных объединений педагогов школ с низкими результатами обучения для организации сетевого взаимодействия;
проведены региональные модели профессионального взаимодействия: выездные мероприятия «Педагогический десант» в 4 административно-территориальные единицы края с общим количеством участников более 350 человек; - проведен межрегиональный семинар с целью выработки программы перехода школ в эффективный режим работы, участниками которого стали 85 педагогов из 5 субъектов Российской Федерации;
обеспечено функционирование регионального центра сопровождения школ с низкими результатами обучения.
По итогам оценки развития управленческих механизмов, проведенной ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» в 2019 году, Ставропольский край вошел в десятку субъектов Российской Федерации с максимально эффективной организацией работы со школами с низкими образовательными результатами.
В 2019 году были реализованы:
выездные мероприятия «Педагогический десант» в Кочубеевский, Курский районы, города Ставрополь и Кисловодск (общее количество участников – более 200 человек);
интерактивный конкурс «Мета Метод» (участие приняли 42 педагога из 20 школ-участников проекта по выравниванию условий для получения качественного образования обучающимися Ставропольского края).
В 2020 году в Ставропольском крае продолжается системная работа со школами с низкими образовательными результатами и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
I. Цели:
содержание понятий «низкие результаты обучения» и/или «неблагоприятные социальные условия».
Под категорией «низкие результаты обучения» понимается устойчивая неуспеваемость обучающихся на всех этапах обучения по отдельным оценочным критериям, характеризующаяся достижением низких, критических значений форм государственного и внутришкольного контроля, и вследствие этого не обеспечивающая траекторию непрерывного образования школьников.
Категория «неблагоприятные социально-экономические условия» включает в себя показатели социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов образовательных организаций: малокомплектность школы, нахождение в труднодоступных территориях, для городских школ - нахождение в неблагополучных районах со сложным контингентом и низким уровнем социального благополучия, функционирование в условиях поликультурной и полиязыковой образовательной среды, высокий процент детей с девиантным поведением, большое количество обучюащихся с ОВЗ, высокая доля обучающихся, для которых русский язык не является родным. (http://staviropk.ru/attachments/article/161/komp_proekt_20-24.pdf)
обоснование целей работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Комплексный проект (программа) по выравниванию условий для получения качественного образования обучающимися Ставропольского края на 2020-2024 гг. http://staviropk.ru/attachments/article/161/komp_proekt_20-24.pdf
комплекс мер, направленных на преодоление факторов, обуславливающих низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия, в формы сетевого взаимодействия (между образовательными организациями и/или другими учреждениями и предприятиями).
Комплексный проект (программа) по выравниванию условий для получения качественного образования обучающимися Ставропольского края на 2020-2024 гг. http://staviropk.ru/attachments/article/161/komp_proekt_20-24.pdf
осуществление сетевого взаимодействия между образовательными организациями и/или другими учреждениями и предприятиями. В 2020 году продолжается сопровождение деятельности профессиональных сообществ на принципах сетевого взаимодействия и взаимных консультаций, организация «горизонтального обучения» по принципу Р2Р.
Комплексный проект (программа) по выравниванию условий для получения качественного образования обучающимися Ставропольского края на 2020-2024 гг. http://staviropk.ru/attachments/article/161/komp_proekt_20-24.pdf
профессиональные объединения учителей Ставропольского края 2020 год
http://wiki.stavcdo.ru/index.php?title=СЕТЕВЫЕ_СООБЩЕСТВА
Показатели, методы сбора информации:
Для выявления школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В 2020 году, согласно разработанным Методическим рекомендациям по выявлению школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (http://staviropk.ru/attachments/article/161/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.PDF), в целях идентификации школ-участниц проекта была проведена кластеризация всех образовательных организаций Ставропольского края. Основанием для неё выступили такие социально-экономические критерии как количество жителей в населенном пункте, на территории которого находится образовательная организация и профилизация образовательной организации (гимназия, лицей, средняя общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа). Для рейтингования образовательных организаций внутри каждого кластера с целью оценки результатов обучения и для отбора школ с низкими и высокими результатами обучения были учтены:
средние значения всех относительных баллов школы по результатам ЕГЭ и ОГЭ за 3 года;
отклонение среднего балла школы от среднего балла по региону по результатам ГИА;
процент обучающихся школы, ставших призерами и победителями регионального и заключительного этапов всероссийских конкурсов и олимпиад за последние 3 года;
средние значения относительных баллов школы по результатам ВПР, РПР по предметам;
доля школьников среднего звена, решивших продолжить образование на старшей ступени обучения в данной образовательной организации.
Для выявления динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
эффективный мониторинг динамики образовательных результатов школы-участницы проекта за последние 3 года (Приложения) по ряду показателей.
Для оценки предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Комплексный проект (программа) по выравниванию условий для получения качественного образования обучающимися Ставропольского края на 2020-2024 гг. http://staviropk.ru/attachments/article/161/komp_proekt_20-24.pdf
Проведение исследования сформированности профессиональных компетенций учителей
Анализ результатов исследования, оценка предметных и методических компетенций учителей в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
http://staviropk.ru/attachments/article/161/analiz.pdf
Разработка индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности учителя :
Приказ ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО от 10 сентября 2019 г. № 188 о/д
Описание методов сбора информаци
Методические рекомендации по выявлению школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Проведение мониторинга
Проведение мониторинга региональных показателей:
для выявления школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Методические рекомендации по выявлению школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
для выявления динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
эффективный мониторинг динамики образовательных результатов школы-участников проекта за последние 3 года (Приложения) по ряду показателей.
для оценки предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Анализ результатов исследования компетенций учителей из школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
http://staviropk.ru/attachments/article/161/analiz.pdf
Проведение анализа и подготовка адресных рекомендаций
для выявления школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Анализ результатов мониторинга, проведённого в соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях http://staviropk.ru/attachments/article/161/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.PDF).
Определение списка школ-участниц проекта
для выявления динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Анализ показателей определенного социального контекста, в котором функционируют участвующие в проекте ОО.
для оценки предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Анализ результатов исследования компетенций учителей из школ с низкими результатами качества и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, ставропольского края.
http://staviropk.ru/attachments/article/161/analiz.pdf
наличие адресных рекомендаций по результатам проведённого анализа:
Сборник научно-методических материалов:
http://staviropk.ru/attachments/article/161/Сборник%2019.03.%202020%20г..pdf
http://staviropk.ru/attachments/article/161/сборник%20Школы%20с%20низким%20обучением.pdf
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетентности учителя
Меры и управленческие решения
Проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
18 февраля 2020 года проведён межрегиональный онлайн-семинар «Управленческие решения и образовательные практики перевода школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях в эффективный режим работы: региональный опыт, проблемы, перспективы» (режим доступа URL: http://staviropk.ru/index.php/gp-rf-razvitie-obrazovaniya-2018-2025-gg/federelnye-proekty/620-mezhregionalnyj-on-lajn-seminar; http://staviropk.ru/index.php/gp-rf-razvitie-obrazovaniya-2018-2025-gg/federelnye-proekty/550-mezhregionalnyj-seminar-2).
По итогам проведения семинара был издан сборника научно-методических материалов
http://staviropk.ru/attachments/article/550/Сборник%2019.03.%202020%20г..pdf
16 марта 2020 года состоялся методический семинар «Управление школой: современный контекст» (Режим доступа URL:http://staviropk.ru/index.php/gp-rf-razvitie-obrazovaniya-2018-2025-gg/federelnye-proekty/666-metodicheskij-seminar-160320).
16 января 2020 года был проведён вебинар «Единый государственный экзамен по математике: анализ и использование результатов в практической деятельности учителя» для учителей математики школ-участников проекта (Режим доступа URL:http://staviropk.ru/index.php/615-vebinar-130220).
20 января 2020 года был проведён вебинар «Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ. Построение индивидуального образовательного маршрута» для учителей математики школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/585-vebinar-100220).
28 января 2020 года был проведён семинар «Сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны» для учителей истории школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/543-kraevoj-seminar-28-01-20).
30 января 2020 года был проведён вебинар «Организация и управление системой наставничества в образовательной организации» для педагогических работников школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/22-vebinar/638-vebinar-260220).
31 января 2020 года был проведён вебинар «Дистанционные олимпиады и конкурсы по физике как способ выявления одаренных детей» для учителей физики школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/623-vebinar-190220).
06 февраля 2020 года был проведён вебинар «Современные оценочные процедуры по информатике и ИКТ: мониторинг, проблемы, использование результатов в повышения качества образования» для учителей информатики школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/560-vebinar-060220).
19 февраля 2020 года был проведён семинар «Организация постоянно действующего семинара «Начало» для молодых педагогов» для педагогических работников школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/622-kraevoj-seminar-trening-nachalo).
20 февраля 2020 года был проведён семинар «Мониторинг сформированности образовательных результатов: итоги и перспективы повышения качества образования» для учителей начальных классов школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/625-seminar-20-02-20).
28 февраля 2020 года был проведён вебинар «Современные оценочные процедуры по географии: мониторинг, проблемы, использование результатов в повышения качества образования» для учителей географии школ (http://staviropk.ru/index.php/642-vebinar-280220).
11 марта 2020 года был проведён вебинар «Современные оценочные процедуры по биологии: мониторинг, проблемы, использование результатов в повышения качества образовании» для учителей биологии школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/659-vebinar-11-03-20).
12 марта 2020 года был проведён вебинар «Геймификация как современная концепция по работе с одаренными детьми» для учителей иностранного языка школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/658-vebinar-110320).
17 марта 2020 года был проведён вебинар «Современные оценочные процедуры по химии: мониторинг, проблемы, использование результатов в повышения качества образования» для учителей химии школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/669-vebinar-170320).
27 мая 2020 года был проведён вебинар «Интернет-олимпиады по русскому языку как фактор развития одаренных обучающихся» для учителей русского языка и литературы школ-участников проекта (http://staviropk.ru/index.php/761-vebinar-270520).
Разработка и реализация курсов повышения квалификации для педагогических работников школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Комплексный проект (программа) по выравниванию условий качественного образования обучающимися Ставропольского края на 2020-2024 гг. (с.20)
http://staviropk.ru/attachments/article/161/komp_proekt_20-24.pdf
Годовой календарный учебный график http://staviropk.ru/attachments/article/87/Годовой%20календарный%20учебный%20график%20-%20%202020%20год.pdf
Принятие управленческих решений по результатам проведённого анализа
Анализ результатов исследования компетенций учителей из школ с низкими результатами качества и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, Ставропольского края.
http://staviropk.ru/attachments/article/161/analiz.pdf
Создание «Точек роста» на базе школ-участниц проекта с целью перевода школ в эффективный режим работы:
МОУ СОШ № 2 с. Александрия Благодарненского городского округа: https://mbou2a.edusite.ru/p49aa1.html
МОУ СОШ № 4 с. Сотниковское Благодарненского городского округа: http://sot4school.ru/index.php/o-tsentre
МОУ СОШ № 1 с. Покойное Будённовского муниципального района: http://26209s012.edusite.ru/p119aa1detales16.html
МБОУ СОШ № 33 г. Новопавловск Кировского городского округа: https://mmc26318.edusite.ru/DswMedia/prikaz-1865ot27122019osozdaniinabazemunicipal-nyixobshaeobrazovatel-nyixorganizaciy.pdf
МБОУ СОШ № 3 с. Гражданское Минераловодского городского округа: https://www.youtube.com/watch?v=hYDVZ65NX54&feature=youtu.be
МБОУ СОШ № 4 с. Нижняя Александровка Минераловодского городского округа: http://sh4na.ru/tochka-rosta
МКОУ СОШ № 9 с. Розовка Минераловодского городского округа: https://26311s009.edusite.ru/p114aa1.html
МБОУ СОШ № 24 ст. Суворовская Предгорного муниципального района: http://www.26206-s-24suv.edusite.ru/peremenka.html
МБОУ ООШ № 13 с. Этока Предгорного муниципального района: https://26206-s-013.edusite.ru/p37aa1.html
МБОУ СОШ № 10 с. Солдато-Александрвоское Советского городского округа: http://26319saschool10.edusite.ru/p90aa1.html
Анализ эффективности принятых мер
Проведение анализа эффективности принятых мер
отчёт о результатах работы школ-участниц проекта по выравниванию условий для получения качественного образования обучающимися Ставропольского края за 2018 г.
http://staviropk.ru/attachments/article/161/Отчет%20за%202018%20год.pdf
анализ эффективности принятых мер позволяет сформировать новую региональную цель, в соответствии с которыми определяются показатели, проводится мониторинг этих показателей, их анализ, разрабатываются адресные рекомендации и принимаются управленческие решения, то есть выстраивается новый управленческий цикл.