Региональная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642, является обеспечение высокого качества общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это возможно сделать посредством создания условий для развития творческого и научного потенциала обучающихся, выстраивания системы выявления, сопровождения и адресной поддержки одаренных и талантливых детей.
Обозначенные выше цели и задачи нашли своё отражение в государственной программе Ставропольского края «Развитие образования», которая направлена на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Ставропольского края, Законе Ставропольского края от 24.07.2014 № 72-кз «О некоторых вопросах по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи» и Постановлении Правительства Ставропольского края от 05 февраля 2015 г. № 45-п «О координационном совете по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи»
В Ставропольском крае реализуется комплекс системных и взаимоувязанных мероприятий, направленных на формирование инновационной экосистемы. Эффективность работы ведущих промышленных кластеров Ставропольского края определяет развитое инновационное поле региона, в рамках которого человеческий капитал становится важнейшим условием производства технологических инноваций. В этой связи поддержка молодых талантов – это вложение в будущее региона.
Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
В регионе предприняты следующие меры в направлении развития системы выявления, развития и адресной поддержки способностей и талантов у детей и молодёжи:
- определены основные направления выявления и развития талантливых детей и молодежи;
- ведется постоянная работа по созданию и развитию развернутой инфраструктуры дополнительного образования детей;
- разработана система мер по выявлению и поддержке творчески одаренных детей и молодежи в сфере науки, техники и технологий как сложная межотраслевая научно-образовательная организационно-техническая система, которая объединяет наиболее одаренных молодых исследователей Ставропольского края, их руководителей и научных консультантов из числа ученых вузов и специалистов предприятий, в том числе посредством организации участия одаренных детей и талантливой молодежи Ставропольского края в мероприятиях различного уровня (конкурсы, олимпиады конференции, выставки, конкурсы, соревнования, фестивали и др.).
Развитие системы выявления способностей и талантов у детей и молодежи
В образовательной практике сложились такие формы выявления талантливых детей, как олимпиады, конкурсы, смотры, фестивали, чемпионаты, турниры, форумы. Участие в них имеет позитивные правовые последствия — для победителей установлены льготы, гарантии, поощрения материального характера.
Всероссийские олимпиады - ключевой элемент в системе выявления одаренных школьников, призванные выполнять роль «социального лифта».
Участие представителей региона во Всероссийской олимпиаде школьников – один из критериев эффективности работы с одаренными детьми.
Ежегодно в Ставропольском крае Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 предметам.
Помимо Всероссийской олимпиады школьников, ученики Ставропольского края принимают активное участие в иных статусных мероприятиях, в том числе в олимпиадах-аналогах ВсОШ:
В рамках общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, в целях обеспечения выявления и реализации способностей талантливой молодежи, для формирования заинтересованного отношения обучающихся к интеллектуальной, творческой и общественной деятельности в Ставропольском крае проводится:
В регионе на уровне межведомственного и межуровневого взаимодействия реализуются мероприятия, направленные на поддержку молодежи в инновационной проектной деятельности и вовлечение студентов и молодых специалистов в решение актуальных задач развития страны. Яркими примерами таких мероприятий являются:
Региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников «Большие вызовы» проводится в Ставропольском крае с 2017 года в соответствии с Соглашением министерства образования Ставропольского края и Образовательного фонда «Талант и успех». За годы проведения в региональном этапе конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» приняли участие более 3300 учащихся Ставропольского края. Более 50 победителей и призёров краевого этапа Конкурса вышли в финал проектного состязания и участвовали в работе над кейсами ведущих вузов и компаний страны в Сириусе на смене «Большие вызовы» ежегодно организуемой Фондом «Талант и успех» на базе центра «Сириус» в г. Сочи.
В 2020-2021 Конкурс проводился по направлениям:
– Агропромышленные и биотехнологии;
– Современная энергетика;
– Умный город;
– Генетика, персонализированная и прогностическая медицина;
– Новые материалы;
– Нанотехнологии;
– Когнитивные исследования.
В 2021-2022 учебном году в край было заведено ещё одно направление:
– Беспилотный транспорт и логистические системы.
В качестве Экспертов регионального этапа конкурса ежегодно приглашаются ведущие ученые и руководители малых инновационных и промышленных предприятий региона.
Информационно-аналитическая справка по итогам проведения Регионального трека (конкурса) Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2021/2022 учебного года
В Ставропольском крае реализуется программы «УМНИК» Федерального Фонда содействия инновациям.
Программа «УМНИК» направлена на поддержку коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей.
Фонд содействия инновациям финансирует выполнение научно-исследовательских работ физических лиц, результаты которых имеют перспективу коммерциализации, в форме грантов, в течение двух лет, в сумме 500 тыс. рублей на каждого победителя.
Развитие системы сопровождения одаренных детей
Сопровождение одаренных детей в Ставропольском крае ведется посредством организации работы с детьми на базе организаций дополнительного образования:
Реестры лицензий на осуществление образовательной деятельности
Информационный портал «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края»
Презентация «Инновационная инфраструктура дополнительного образования Ставропольского края»
С 1991 года на территории Ставропольского края ведет свою работу ГАОУ ДО «Центр для одаренных детей «Поиск» с целью выявления и адресной поддержки одаренных детей региона.
Центр «Поиск» – это современная специализированная площадка, обладающая высоким кадровым и материально-техническим потенциалом, на которой формируется модель дополнительного образования детей, ориентированная на перспективный профессиональный выбор в области наукоемких технологий. Деятельность центра призвана обеспечить интеллектуальное и творческое развитие детей как в области естественнонаучных, так и в сфере технических дисциплин.
Публичный отчёт о деятельности Центра «Поиск» за 2021 год
Публичный отчёт о деятельности Центра «Поиск» за 2020 год
Публичный отчёт о деятельности Центра «Поиск» за 2019 год
На сегодняшний день одаренные дети Ставропольского края получают высокопрофессиональное дополнительное образование, а также поддержку в различных областях интеллектуальной деятельности, благодаря созданной Центром «Поиск» филиальной сети:
- головной офис - город Ставрополь
и шесть филиалов без образования юридического лица, города:
- Будённовск;
- Изобильный;
- Кисловодск;
- Михайловск;
- Невинномысск.
Основные показатели, характеризующие степень достижения целей и задач работы Центра «Поиск» представлены в Программе развития учреждения на период 2021-2024 годы «Качественное образование. Выявление, поддержка, развитие способностей и талантов у детей. Инновационное развитие»
В центре «Поиск» разработана и внедрена система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Ставропольского края на базе Центра «Поиск» в соответствии с требованиями Федерального института оценки качества образования.
В рамках реализации региональных составляющих национального проекта «Образование» с 2019 года на базе филиала Центра «Поиск» в городе Михайловске ведут свою деятельность ряд объектов федеральной инфраструктуры дополнительного образования детей:
Детский технопарк «Кванториум Ставрополь», олицетворяющий собой новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук, основанный на проектной командной деятельности; это пространство интеллектуальной смелости, среда для формирования изобретательного, критического и продуктового мышления детей;
Центр цифрового образования детей «IT-куб», представляющий из себя новую инфраструктурную площадку, нацеленную на приобщение учащихся к инновационной, практико-ориентированной деятельности в сфере информационных технологий, робототехники и IT-инжиниринга
Наряду с действующим технопарком «Кванториум» в 2020 году в крае на базе филиала Центра «Поиск» в городе Михайловске открылся Мобильный технопарк «Кванториум», который обеспечивает школьникам из отдаленных территорий доступ к передовым технологиям. Целью организации мобильного технопарка является создание научно-образовательной, творческой, высокотехнологичной среды в удаленных районах, на базе которой осуществляется обучение по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленности для формирования системы ускоренного развития технических способностей детей с целью подготовки инженеров и ученых нового типа.
На базе Центра «Поиск» предполагается создание Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус» (г. Сочи). Структура центра будет состоять из трёх блоков: «Наука», «Искусство», «Спорт».
Создание в крае данной площадки позволит обеспечить доступ проявляющим выдающиеся способности детям и молодежи к новым образовательным программам, информационной образовательной среде Образовательного центра «Сириус» (г. Сочи), а также организовать дополнительное профессиональное образование управленческих и педагогических кадров для работы с одаренными детьми, в том числе по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
В Ставропольском крае в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка» в 2020 году в городе Невинномысске открылся второй в регионе Детский технопарк «Кванториум».
Распоряжение Правительства Ставропольского края №276 от 05.07.2019 «О мерах по реализации на территории Ставропольского края мероприятия по созданию детских технопарков «Кванториум» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
С целью обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, детей и молодежи Ставропольского края в научно-технической сфере министерством экономического развития Ставропольского о края создается сеть Центров молодежного инновационного творчества (далее – ЦМИТ), при которых сформирована необходимая интеллектуальная инфраструктура, взаимодействующая с ведущими промышленными предприятиями, технопарками, и другими подобными центрами, созданными в иных субъектах Российской Федерации.
В Ставропольском крае функционируют 10 ЦМИТов:
В 2020 году в структуре Института дополнительного профессионального образования Ставропольского государственного аграрного университета образован Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Основная задача ЦОПП — координировать использование материально-технических и кадровых ресурсов образовательных учреждений региона для обучения детей и взрослых в соответствии с перспективами развития экономики страны и края.
Развитие системы поддержки одаренных детей
Важным направлением работы с одаренными детьми является их всесторонняя поддержка, которая осуществляется в виде различных видов финансового поощрения и мероприятий, подчеркивающих значимость достижений одарённых детей, таких как:
Ежегодная церемония вручения стипендии Губернатора Ставропольского края студентам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ставропольского края;
Краевая молодежная премия в области науки, инноваций и инициатив «Премия 2020»;
Стипендии Губернатора Ставропольского края юным спортсменам Ставропольского края.
Выявление и развитие способностей учащихся с ОВЗ
В нашей стране насчитывается примерно 2 миллиона учащихся с физическими и интеллектуальными проблемами. Каждый ребенок индивидуален и имеет разные возможности, по-разному развивается в ходе деятельности и общения под влиянием воспитания и обучения. Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. В работе организаций дополнительного образования Ставропольского края учитываются особенности детей с ОВЗ, обучающимся предлагаются адаптированные образовательные программы:
Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края
Краевая инновационная площадка «Влияние инклюзивного дополнительного образования на социальное развитие детей с ОВЗ»
Доступная среда ГОУ ДО «Краевой центр экологии, туризма и краеведения»
ГБУ ДО «Краевая детско-юношеская спортивная школа (комплексная)»
Доступная среда Центра «Поиск»
Охват обучающихся дополнительным образованием
В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», направленного на развитие молодых талантов, создание единого образовательного пространства, основанного на вариативности и многообразии видов социально-творческой деятельности детей, увеличение доли детей от 5 до 18 лет, вовлечённых в дополнительное образование до 75%, с 2020 года в Ставропольском крае ведется работа по внесению дополнительных образовательных программ различной направленности на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края».
Созданием на территории Ставропольского края эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей, обеспечивающей достижение показателей регионального проекта «Успех каждого ребенка» уполномочен Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ставропольского края.
В последнее время организации дополнительного образования Ставропольского края нацелены на индивидуализацию обучения детей за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Данный подход к разработке содержания учебных программ получил широкое применение в Центре «Поиск»:
Межведомственное и межуровневое взаимодействие по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи Ставропольского края осуществляется на базе межведомственного и межуровневого взаимодействия. В регионе реализуется Межведомственный план развития дополнительного образования детей по отраслям «Образование», «Культура», «Физическая культура и спорт».
Центром ответственности за организацию работы по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи в крае является министерство образования Ставропольского края, которое организует совместную деятельность с министерством физической культуры и спорта Ставропольского края и министерством культуры Ставропольского края.
Структурная модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края легла в основу Концепции выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края, утвержденной приказом министерства образования Ставропольского края.
Осуществление государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей и молодежи
Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства выступает одним из направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
В интересах устойчивого развития дополнительного образования детей в качестве сторон партнерства должны выступать:
- государственный сектор;
- частный сектор;
- гражданское общество.
Регулирование сферы государственно-частного партнерства в Ставропольском крае находится в юрисдикции министерства экономического развития Ставропольского края.
Создание условий для индивидуализации обучения
Одной из основных задач образования выступает развитие личности и индивидуальности самого учащегося, его способностей, самостоятельности. Суть индивидуально и практико-ориентированного образования – обоснованный выбор направления образовательной траектории и максимальное использование различных ресурсов для построения индивидуальной образовательной деятельности. Успешность решения обозначенной проблемы связана с индивидуализацией образовательного процесса, а также реализацией комплекса мероприятий региональной системы выявления, развития и поддержки талантливых детей и молодежи.
По данному направлению предусматривается планомерная работа в части:
формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучения, индивидуальных учебных планов для талантливых обучающихся;
оказания содействия и организации участия педагогов образовательных организаций в мероприятиях, направленных на изучение перспективных педагогических практик индивидуализации обучения в реализации предметных концепций.
Развитие способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных) классах
Профильное обучение рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности построения обучающимся индивидуальной образовательной траектории, обеспечивается более высокий уровень его подготовки для продолжения обучения в избранном направлении.
Проведение мониторинга в соответствии с направлениями работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей
Ежегодно с 2020 года министерством образования Ставропольского края проводится мониторинг системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края по направлениям «Наука», «Искусство», «Спорт».
Письмо министерства образования Ставропольского края № 04-24/16802 «О проведении мониторинга»
Методы сбора и обработки информации
Анализ результатов мониторинга в соответствии с направлениями работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей
Анализ результатов ежегодного мониторинга включает в себя изучение и систематизацию представленных данных в соответствии с показателями, их аналитическое сравнение, проведение кластерной оценки, а также выявление основных факторов, влияющих на результаты анализа с целью формирования конкретных адресных рекомендаций.
Адресные рекомендации по результатам анализа
Результаты ежегодного мониторинга в соответствии с направлениями работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей за 2021 год», раздел Адресные рекомендации по результатам проведенного анализа.
По итогам нескольких лет формируется анализ вовлечения обучающихся в ряд крупных мероприятий региона в разрезе муниципальных образований:
Сведения об участии муниципальных и городских округов Ставропольского края в краевых мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей (2019-2021 годы).
Мероприятия, меры, управленческие решения
В целях обеспечения эффективного взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организаций и учреждений в области культуры, организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и общественных объединений, расположенных на территории Ставропольского края, в сфере выявления и поддержки талантливых детей и молодежи на территории Ставропольского края образован координационный совет по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи.
Постановление Правительства Ставропольского края от 05.02.2015№ 45-П «О координационном совете по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи».
Основными задачами координационного совета являются:
1) определение приоритетных направлений выявления и поддержки талантливых детей и молодежи;
2) выработка решений по проблемным вопросам, связанным с выявлением и поддержкой талантливых детей и молодежи;
3) повышение эффективности мероприятий по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи - одного из приоритетных направлений реализации молодежной политики в Ставропольском крае в сфере образования, культуры, спорта, социальной защиты населения в Ставропольском крае.
Коллегия министерства образования Ставропольского края является совещательным органом, рассматривающим на своих заседаниях особо значимые вопросы в установленной сфере деятельности, в том числе касающиеся системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края.
Проведение мероприятий, направленных на развитие дополнительного образования, стимулирование и поддержку способных и талантливых детей и молодёжи
Всероссийская олимпиада школьников
Школьные олимпиады играют важную роль для решения задач формирования высокопрофессиональных научных кадров страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное — развивают творческий подход к решению нестандартных задач.
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) проводится ежегодно по 24 предметам с 1 сентября по 30 апреля, включая 4 этапа:
Любой школьник 4-11-х классов может на добровольной основе принять участие в открытом школьном этапе ВсОШ и далее двигаться по олимпийскому лифту с учетом своих результатов и правил отбора на следующий этап. Участие в олимпиаде бесплатное. В настоящее время − это самое масштабное интеллектуальное состязание в России, в котором ежегодно участвуют более 6 млн. обучающихся 4-11-х классов, и объединяющее педагогов-наставников, преподавателей университетов, научных работников, представителей различных государственных и общественных организаций во всех субъектах Российской Федерации.
Порядок проведения ВсОШ утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.
Дипломы ВсОШ действуют 4 года и дают право льготного поступления в любой университет России по профилю олимпиады при наличии аттестата по итогам окончания средней школы.
Победители и призеры заключительного этапа ВсОШ приглашаются на учебно-тренировочные сборы по 8 предметам, по которым ежегодно отбираются сборные команды России для их участия в Международных олимпиадах по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии, астрономии и в Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров.
Организация проведения всероссийской олимпиады школьников на территории Ставропольского края
Вся оперативная информация об организации и проведении ВсОШ в Ставропольского края размещается на сайте олимпиады http://stavminobr.ru/activities/doshkolnoe-i-obshhee-obrazovanie/obshhee-obrazovanie/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov/)
Организация проведения всероссийской олимпиады школьников на территории Ставропольского края регламентируется нормативными документами федерального и регионального уровней http://stavminobr.ru/activities/doshkolnoe-i-obshhee-obrazovanie/obshhee-obrazovanie/vserossijskaya-olimpiada-shkolnikov/)
Организационно-технологическая модель проведения олимпиад
Приказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 17 июня 2015 года № 860-пр «Об утверждении организационно-технологической модели проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Ставропольском крае»
«Проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Ставропольском крае»
Учет иных форм развития образовательных достижений школьников
Краевой этап Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Краевая молодежная премия в области науки, инноваций и инициатив «Премия 2020»
Краевой этап Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
Мероприятия для родителей (законных представителей) по вопросам выявления, поддержки, развития способностей талантов у детей и молодежи
Мероприятия для родителей (законных представителей) проводятся на регулярной основе специализированными организациями и организациями дополнительного образования детей.
Семинар «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников с ОВЗ»
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ЛИРА»
Центр для одарённых детей «Поиск»
Краевой центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А.Гагарина
Краевая детско-юношеская спортивная школа (комплексная)
Проведение анализа эффективности принятых мер
Анализ эффективности принятых мер по итогам мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края, проведенный министерством образования Ставропольского края
Аналитическая справка по открытию классов психолого-педагогической направленности
Презентация «Об открытии классов психолого-педагогической направленности в Ставропольском крае»
Информационно-аналитическая справка по итогам проведения Регионального трека (конкурса) Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» 2021/2022 учебного года
В целях проведения анализа эффективности принятых мер в ряде муниципальных образований Ставропольского края уже разработана местная Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи:
• Александровский муниципальный округ
• Андроповский муниципальный округ
• Апанасенковский муниципальный округ
• Арзгирский муниципальный округ
• Будённовский муниципальный округ
• Георгиевский городской округ Ставропольского края
• Грачёвский муниципальный округ
• Город-курорт Ессентуки Ставропольского края
• Ипатовский городской округ Ставропольского края
• Кировский городской округ Ставропольского края
• Кочубеевский муниципальный округ
• Красногвардейский муниципальный округ
• Левокумский муниципальный округ
• Город Невинномысск Ставропольского края
• Нефтекумский городской округ Ставропольского края
• Новоалександровский городской округ Ставропольского края
• Петровский городской округ Ставропольского края
• Город-курорт Пятигорск Ставропольского края
• Советский городской округ Ставропольского края
• Город Ставрополь
• Степновский муниципальный округ
• Труновский муниципальный округ
• Шпаковский муниципальный округ