Министерством образования Ставропольского края 24 августа 2018 года проведена краевая августовская педагогическая конференция «Современная образовательная политика: содержание, цели, задачи, механизмы реализации».
В рамках конференции в период с 21 по 23 августа 2018 года прошли круглые столы, дискуссионные площадки, на которых рассмотрены вопросы, поставленные перед образовательным комплексом Ставропольского края на 2018/19 учебный год.
В работе конференции приняли участие около полутора тысяч человек: члены Правительства Ставропольского края и депутаты Думы Ставропольского края, представители органов исполнительной власти Ставропольского края, члены Общественного совета при министерстве образования Ставропольского края, руководящие и педагогические работники образовательных организаций Ставропольского края, руководители органов местного самоуправления, органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, методических служб, представители профсоюза работников народного образования и науки, педагогической, родительской общественности и средств массовой информации.
Основная цель конференции заключалась в проведении открытого обсуждения механизмов реализации целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и Указе от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ).
В настоящее время в России государственная политика в сфере образования ориентирована на повышение качества и доступности образования, формирование единого образовательного пространства, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, способной конкурировать в современном обществе.
Участники конференции констатируют, что за последние годы в Ставропольском крае ведется планомерная работа по развитию инфраструктуры сферы образования. В системе дошкольного образования создаются необходимые условия для гармоничного, разностороннего развития физической, личностной, интеллектуально-познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка. Сформированная единая система оценки качества образования позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных уровнях образования в школе.
Одним из приоритетных направлений по прежнему является работа по выявлению и поддержке молодых талантов путем создания эффективной системы образования, обеспечения условий для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
В крае созданы необходимые условия для получения качественного, доступного образования, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Активно ведется работа по созданию системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказанию им специализированной помощи.
Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в системе среднего профессионального образования осуществляется с учетом востребованных в Ставропольском крае профессий и специальностей. Обеспечено широкое вовлечение студентов в чемпионатное движение «Молодые профессионалы» WorldSkills Россия.
Активно развивается Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»: более 11 тысяч школьников края добровольно вступили в его ряды. Новой формой работы в системе патриотического воспитания, профилактики безнадзорности и преступлений среди несовершеннолетних стали летние юнармейские лагеря на базе воинских частей.
Новые технические возможности, которые появились в крае с открытием детского технопарка «Кванториум» и сети центров молодежного инновационного предпринимательства позволили расширить спектр программ дополнительного образования технической направленности и увеличить контингент обучающихся детей практически на 1,5 тысячи с профориентацией на выбор инженерно-технических специальностей. Участие ставропольских школьников во всероссийских проектах «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ» способствует их самореализации и самоопределению.
В крае создана система родительского просвещения в рамках краевого Университета Педагогических знаний родителей, набирает обороты деятельность Совета отцов Ставропольского края. Действенной мерой по созданию безопасной среды, как на территории образовательных организаций, так и в общественных местах культурного досуга населения стал проект «Отцовский патруль», который был впервые реализован на территории края в период летних каникул 2018 года.
Ведется планомерная работа по повышению престижа профессии учителя, педагога.
Вместе с тем, участники конференции полагают, что для решения поставленных в Указе задач необходимы системные изменения, внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, системы профессионального роста педагогических работников, которые повысят качество и доступность образования, будут способствовать формированию единого образовательного пространства, повышению профессионализма педагогов, развитию наставничества.
Стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трех лет. Необходимо продолжить формирование системы консультационной психологической и методической помощи, в том числе для родителей, вести работу по выявлению и развитию одаренности и профессиональной ориентации школьников, обеспечить комплексную безопасность детей, в том числе в информационном пространстве, вывести на новый организационный уровень работу с детьми, находящимися в социально опасном положении, обеспечив их максимальную включенность в общественную жизнь класса, образовательной организации, внеурочную и каникулярную занятость.
Необходимо продолжить работу в школах по популяризации высокотехнологичных рабочих специальностей, требующих новых знаний и высокой квалификации, акцентировать внимание на практикоориентированные задания в каждом учебном предмете.
Модернизация профессионального образования предполагает обновление материально-технической базы, внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, соответствующих передовым технологиям и международным стандартам, обновление содержания и методов воспитательной работы с молодежью, формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и умений.
Заслушав основной доклад министра образования Ставропольского края Е.Н.Козюра, обсудив проблемы, актуальное состояние и перспективы развития системы образования в Ставропольском крае, участники конференции одобрили ключевые стратегические ориентиры в системе образования Ставропольского края, приоритетные задачи на 2018/19 учебный год и дальнейшую перспективу, определили комплекс мер, реализация которых должна быть обеспечена на всех уровнях управления отраслью.
С учетом состоявшегося обсуждения участники конференции обращаются с предложениями к:
1.1. Продолжить работу по:
совершенствованию региональной системы оценки качества образования, в том числе с учетом результатов международных сопоставительных исследований;
развитию сети ресурсных центров обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, центров ранней помощи детям, имеющих отклонения в здоровье и их родителям;
совершенствованию региональной системы правовых, организационных и технологических мероприятий, определяющих принципы, условия, порядок, формы и методы работы по обеспечению постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе путем внедрения проекта «Юнармия. Наставничество» во все организации края с целью повышения потенциала воспитанников и социализации в обществе;
созданию в 2019 году в Ставропольском крае регионального модельного центра дополнительного образования;
развитию сотрудничества с Образовательным фондом «Талант и Успех» по направлению одаренных детей на тематические образовательные программы в образовательный центр «Сириус» (г.Сочи).
1.2. Принять меры по разработке и созданию:
регионального навигатора дополнительного образования детей;
обучающих модулей для родителей (законных представителей) детей-инвалидов по вопросам развития, коррекции, обучения и воспитания и последующего их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
1.3. Совместно с государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» и федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» разработать и утвердить «дорожную карту» подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
1.4. Инициировать внедрение в практику работы общеобразовательных организаций проекта «Живые уроки», направленного на междисциплинарное взаимодействие учителей, педагогов дополнительного образования посредством проведения экскурсионных туров в рамках реализации общеобразовательных программ.
1.5. Способствовать повышению престижа учительской профессии, обеспечению притока и закрепления молодых педагогов в образовательных организациях Ставропольского края.
2. Ставропольскому краевому институту развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования:
с целью создания условий для профессионального развития педагогических работников и формирования национально-региональной системы учительскогороста организовать работу в направлении:
обновления содержания программ дополнительного профессионального образования и проводимых научно-методических мероприятий с учетом идей национального проекта «Развитие образования», требований к предметным, методическим, психолого-педагогическим, коммуникативным компетенциям педагога, цифровизации образования, профессиональных стандартов в сфере образования;
оказания методической помощи образовательным организациям, демонстрирующим стабильно низкие результаты и находящимся в сложных социокультурных условиях, а также персонифицированной методической помощи педагогам в преодолении профессиональных дефицитов;
стимулирования профессионального взаимодействия, в том числе через деятельность профессиональных сообществ, включая объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
организации и проведения профессиональных конкурсов научно-методических разработок и олимпиад для педагогических работников Ставропольского края;
активизации деятельности регионального учебно-методического объединения в системе общего образования и общественно-профессиональных ассоциаций учителей-предметников.
3. Руководителям органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края рекомендовать:
3.1. В сфере общего образования:
3.1.1. Создать условия для распространения успешных педагогических практик и поддержки новых образовательных инициатив, обеспечивающих высокие показатели качества.
3.1.2. Обеспечить возможность создания опорных образовательных организаций по формированию, реализации и распространению эффективных моделей достижения современного качества в муниципальной системе образования.
3.1.3. Обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы оценки качества школьного образования с позиции контроля за деятельностью образовательной организации и проектирования образования конкретного ученика.
3.1.4. Разработать комплекс мер, направленных на повышение качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
3.1.5. Обеспечить контроль реализации федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе в части материально-технического обеспечения учебного процесса.
3.1.6. Обеспечить реализацию мер, направленных на закрепление, профессиональное становление и развитие молодых учителей через качественное обустройство практики наставничества, разработку и реализацию современных форматов поддержки и методического сопровождения проектов и творческих инициатив молодых педагогов.
3.1.7. Продолжить работу по созданию условий для реализации способностей одаренных обучающихся; обеспечить их качественную подготовку к предметным олимпиадам, обратив особое внимание на индивидуальную работу с потенциальными участниками регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников; максимально использовать возможности предпрофильной подготовки, углубленного и профильного обучения.
3.2.В сфере специального образования и здоровьесберегающих технологий:
3.2.1. Обеспечить размещение на портале «Жить вместе», региональном портале «Доступная среда» информации о доступности для различных категорий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья образовательных организаций и образовательных услуг.
3.2.2. Обеспечить создание на базе дошкольных образовательных организаций структурных подразделений, реализующих программы ранней коррекционно-развивающей помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, а также риском их возникновения.
3.2.3. Принять меры по обеспечению эффективности деятельности психолого-педагогических консилиумов и логопунктов в образовательных организациях, в которых получают образование обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
3.2.4. Обеспечить контроль за реализацией в образовательных организациях, расположенных на территории муниципального района (городского округа), индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе по профессиональной ориентации детей с инвалидностью.
3.2.5. Принять меры по созданию базовых образовательных организаций (дошкольных и общеобразовательных) для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями и нарушениями сенсорного развития (слабовидящие, слабослышащие).
3.3. В сфере воспитательной работы и дополнительного образования детей:
3.3.1. Принять организационные меры по совершенствованию и развитию деятельности всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» через создание муниципальных военно-патриотических центров, юнармейских палаточных лагерей, взаимодействие с воинскими частями, увеличение численности юнармейцев.
3.3.2. Обеспечить активное взаимодействие с родительскими общественными объединениями - «Советами отцов» - в решении вопросов воспитания, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, всех видов детского травматизма.
3.3.3. Организовать работу по реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
3.4. В сфере подготовки и поддержки кадрового потенциала:
3.4.1. Разработать и осуществить мероприятия, направленные на повышение престижа профессии учителя, педагога.
3.4.2. Сформировать кадровый резерв руководителей муниципальных образовательных организаций.
3.4.3. Разработать комплекс мер, направленный на раннюю профориентацию школьников.
3.4.4. Принять меры по организации целевого обучения граждан в про-фессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Ставропольского края, в соответствии с прогнозной потребностью муниципального района, городского округа Ставропольского края в квалифицированных рабочих и специалистах.
4. Руководителям государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Ставропольского края:
4.1. Организовать работу по изучению, внедрению и обмену лучшими практиками наставничества, добровольчества, волонтерства.
4.2. В сфере развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
4.2.1. Разработать комплекс мер, направленных на формирование у воспитанников социальных норм и ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, а также на оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (лицам их замещающим).
4.2.2. Принять меры по:
закреплению за каждым воспитанником наставника из числа значимых взрослых;
своевременному повышению квалификации специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
4.3. В сфере среднего профессионального и высшего образования:
4.3.1. Разработать и направить в министерство образования Ставропольского края программы модернизации образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, в целях устранения дефицита кадров в регионе.
4.3.2. Рекомендовать при разработке программ модернизации образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, использовать инструменты проектного управления.
4.3.3. Принять меры по своевременному повышению квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
4.3.4. Обеспечить:
комплексную безопасность студентов;
проведение социально-психологического и добровольного тестирования студентов на предмет немедицинского употребления наркотиков с охватом максимальной численности обучающихся, по результатам которого организовать индивидуально-профилактическую работу с детьми, находящимися в социально-опасном положении.
4.3.5. Принять меры по организации работы профильных профориентационных смен во внеурочное и каникулярное время для школьников.
4.3.6. При подготовке педагогических кадров включить в образовательные программы модуль «Основы вожатской деятельности».
4.4. В сфере специального образования и здоровьесберегающих технологий:
Обеспечить реализацию комплекса мероприятий, направленных на социальную адаптацию и постинтернатное сопровождение выпускников образовательных организаций, медико-психолого-педагогическое и коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся и воспитанников.
5. Руководителям муниципальных образовательных организаций:
5.1. В сфере общего образования:
5.1.1. Использовать возможности дистанционных форм для организации сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью повышения качества образования.
5.1.2. Продолжить работу по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, проявляющих способности.
5.1.3. Обеспечить повышение качества математического, естественно-научного образования через оптимизацию образовательного процесса в школе на основе использования современных технологий, образовательных ресурсов.
5.1.4. Принять меры по своевременному повышению квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
5.1.5. Организовать распространение эффективных образовательных практик преподавания учебного предмета на базовом и повышенном уровнях, изучение через проведение мастер-классов, открытых уроков, презентацию опыта работы.
5.1.6. Содействовать продвижению основ финансовой грамотности в образовательной среде, опираясь на межпредметные связи курса математики, литературы, обществознания, географии, окружающего мира и т.д.
5.1.7. Внедрять идеи финансовой грамотности не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности – для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями и др.
5.2. В сфере воспитательной работы и дополнительного образования детей:
5.2.1. Создать организационные условия для открытия в 2018/19 учебном году спортивных классов, спортивных клубов по видам спорта.
5.2.2. Активизировать работу по правовому просвещению, информационной безопасности, профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, всех видов детского травматизма.
5.2.3. Обеспечить проведение социально-психологического и добровольного тестирования обучающихся на предмет немедицинского употребления наркотиков с охватом максимальной численности обучающихся, по результатам которого организовать индивидуально-профилактическую работу с детьми, находящимися в социально опасном положении.
5.2.4. Принять участие в региональном этапе Всероссийского конкурса научно-технологических проектов, по результатам которого победители получают право на участие в профильной технологической смене образовательного центра «Сириус» (г.Сочи).
5.2.5. Создать организационные условия для активного включения школьников в реализацию всероссийских проектов «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ».
5.2.6. Развивать ученическое самоуправление, создавать школьные добровольческие отряды для оказания помощи ветеранам Великой Отечественной войны, участникам военных конфликтов в горячих точках.
5.3. В сфере подготовки и поддержки кадрового потенциала:
активизировать работу по участию педагогических работников в федеральных, краевых конкурсах профессионального мастерства, конкурсном отборе лучших учителей образовательных организаций на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.
5.4. В сфере специального образования и здоровьесберегающих технологий:
5.4.1. Обеспечить надлежащие условия для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Ставропольского края.
5.4.2. Продолжить работу по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных организациях, лечебным, льготным питанием.