В период с 10 по 13 марта 2020 года (в любой день недели по выбору школы) одиннадцатиклассники более 400 школ края напишут ВПР по истории и химии. В 11 классе проверочные работы предназначены для учащихся, которые не выбрали эти предметы для сдачи ЕГЭ.
Всероссийская проверочная работа нацелена на выявление уровня овладения выпускниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. ВПР также проверяет знание выпускниками истории, культуры родного края.
ВПР включает в себя задания по истории России с древнейших времён до наших дней и истории родного края. Знания по всеобщей истории проверяются в работе только в контексте истории России.
Работа состоит из 12 заданий. Ответами к заданиям 1, 5, 6, 7 являются цифры или слово (словосочетание). Задания 2–4 и 8–12 предполагают свободный ответ. Задания 11 и 12 составляют блок. На этих позициях используются задания двух моделей: модель 1 предполагает работу со списком событий, процессов; модель 2 – с информацией, представленной в задании.
При проведении ВПР по истории дополнительные материалы не используются.
Разработка ВПР по химии осуществляется с учётом следующих общих положений:
ВПР ориентирована на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);
учебный материал, проверяемый заданиями ВПР, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;
проверка усвоения основных элементов содержания курса химии (базовый уровень) осуществляется с использованием заданий базового и повышенного уровней сложности.
Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности. Задания также имеют различия по требуемой форме записи ответа, который может быть представлен в виде: последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.
В работе содержится 11 заданий базового уровня сложности с кратким ответом и развернутым ответом и 4 задания с развёрнутым ответом повышенного уровня сложности. Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:
составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь веществ различных классов, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;
объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;
моделировать химический эксперимент на основании его описания.
Включённые в работу задания условно распределены по четырём содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь».
В процессе выполнения работы выпускник использует следующие дополнительные материалы:
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
электрохимический ряд напряжений металлов;
непрограммируемый калькулятор.
На выполнение ВПР по данным предметам отводится 1,5 часа (90 минут).
С результатами выполнения ВПР по указанным предметам обучающиеся смогут ознакомиться после 03 апреля 2020 года.
Справочно:
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, организованные по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания.
ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации.
Образцы и описания проведения ВПР в 2020 году размещены на сайте ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Результаты могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. Итоги ВПР не влияют на получение аттестата и перевод в следующий класс. Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся.
Весной 2020 года ВПР проводятся для учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 10-х и 11-х классов.