С 12 по 30 апреля 2021 году в 296 школах 43 субъектов Российской Федерации пройдет Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS.
Проводится PIRLS Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным координатором реализации исследования PIRLS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В этом году PIRLS отметит своё 20-летие. Данное исследование признано де-факто всемирным стандартом для мониторинга достижений в понимании прочитанного. Начиная с 2001 года, исследование PIRLS проводится каждые 5 лет среди учащихся 4-х классов приблизительно в 60 странах. С 2016 года появился дополнительный компонент ePIRLS – инструментарий, позволяющий проводить исследование онлайн.
За 15 лет повышение результатов российских учащихся составило 53 балла. Российские учащиеся перешли из группы стран со средними результатами в группу стран с высокими результатами. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения. В России 70% выпускников начальной школы имеют высокий уровень читательской грамотности. Так в 2001 году Россия заняла 12 место среди 35 стран мира, в 2006 году – 1 место среди 40 стран; в 2011 году – 2 место среди 45 стран, в 2016 году – 1 место среди 50 стран.
Читательская грамотность – это основа школьной успеваемости, а исследование PIRLS – ценный инструмент для изучения того, влияет ли новая или пересмотренная образовательная политика на достижения учащихся. Исследование чтения PIRLS основано на всеобъемлющей структуре, охватывающей основные цели чтения – читательский опыт, получение и использование информации, а также поиск информации в Интернете.
Исследование PIRLS-2021 будет проводиться в цифровом формате с использованием Интернета. Тексты отражают две главные цели чтения для учащихся как в школе, так и за ее пределами: получение читательского опыта и использование информации. Кроме того, исследование PIRLS оценивает четыре группы читательских умений в рамках каждой из целей чтения:
нахождение информации, заданной в явном виде;
формулирование выводов;
интерпретация и обобщение информации;
анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Как и в предыдущих циклах, исследование PIRLS-2021 собирает и обрабатывает актуальную для образовательной политики информацию о том, как учащиеся читают дома и как учатся читать в школе.
Проведение тестирования занимает около 2 часов. В инструментарий входят, в том числе анкеты учащихся, учителей и администрации школы. Они фокусируются на таких вопросах, как безопасность в школе, учебная успеваемость, школьные ресурсы для обучения, использование технологий и эффективное наставничество.
Материалы для подготовки к проведению международного исследования PIRLS – 2021, в том числе демонстрационные варианты тестов, опубликованы на официальном сайте Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», где с ними могут ознакомиться учителя, обучающиеся и родители (http://www.centeroko.ru/).
Публикация международного отчета запланирована на декабрь 2021 года.
В Ставропольском крае в исследовании PIRLS - 2021 примут участие обучающиеся 4-х классов из шести школ края в городе Ставрополе, Кировском, Минераловодском, Нефтекумском, Советском городских округах. Организаторами отобрано для участия по одному классу от каждой школы. Из шести школ - четыре являются городскими, две – сельскими.
Исследование пройдет как в компьютерном, так и бумажном форматах (тестирование на компьютерах пройдет в четырех школах края, в тетрадях – в двух).
Конкретные даты проведения исследования школы определят самостоятельно в рамках установленного временного периода.
Справочно:
Инструментарий исследования:
Компьютерная версия:
1) Плеер (задания в цифровом формате+интерактивные задания+Анкета для учащегося);
2) Анкеты (для учителя, для родителей, для администрации школы).
Бумажная версия:
1) Буклеты с заданиями;
2) Анкеты (для учащегося, для учителя, для родителей, для администрации школы).
Результаты PIRLS позволяют сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить и интерпретировать различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению.
Ученики 4-х классов школ Ставропольского края (согласно выборке, которую производят организаторы исследования) принимали участие в международном исследовании PIRLS в 2006, 2011, 2016 годах.