28 сентября 2022 года в министерстве образования Ставропольского края под руководством заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Ларисы Калинченко прошла коллегия «Качество образования: взгляд в завтра».
На сегодняшний день уже сложилась выстроенная система оценки качества образования. Базой для этой системы является комплекс оценочных процедур, которые проводятся на федеральном уровне.
В их число входят всероссийские проверочные работы (ВПР) в школах и колледжах, оценка динамики формирования у обучающихся функциональной грамотности по модели PISA.
«Приказы Минпросвещения, утверждающие аккредитационные показатели, вступили в силу с 1 марта 2022 года, как по программам общего, так и по программам среднего профессионального образования», - отметил министр образования Ставропольского края Евгений Козюра.
В Ставропольском крае региональным оператором оценки муниципальных механизмов является институт развития образования, который не просто проводит системный анализ муниципальных механизмов, но и дает адресные рекомендации руководителям органов управления образованием, образовательных организаций, муниципальных методических служб.
Министр подчеркнул, что система оценки призвана способствовать поддержанию единства системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
«Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС. Обращаю внимание, что указанные подходы кардинально изменяют систему оценки достижений планируемых результатов на уровне каждого учителя. Это следует учитывать органам управления образованием при планировании работы по повышению эффективности внутришкольной системы оценки качества образования», - рассказал Евгений Козюра.
Одним из важных показателей успешности обучающихся и их профессионального самоопределения являются результаты государственной итоговой аттестации, получение аттестатов и поступление в выбранные выпускниками учреждения высшего образования на основе результатов ЕГЭ.
В основу разработки КИМ ЕГЭ 2022 года был положен ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России в 2012 году с изменениями, а также примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
КИМ 2022 года ориентированы на проверку усвоения системы знаний и умений, которая представлена в виде требований к предметным и метапредметным результатам освоения результатам освоения учебного предмета.
«Большое внимание при конструировании заданий КИМ было уделено составителями усилению деятельностной и практико-ориентированной составляющей их содержания. Предложенные новые модели и модели заданий по биологии, например, позволяли проверить не только предметные знания и умения, но и познавательные универсальные учебные действия: формулировать цель, ставить задачи; выбирать способы по поиску и работе с информацией, структурировать и анализировать ее, синтезировать имеющиеся знания; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать суждения; формулировать проблемы и находить способы их решения», - рассказал Евгений Козюра.
Министр отметил, что на особом контроле в этом году подготовка к написанию выпускниками итогового сочинения. Изменились подходы к формированию тем сочинений с текущего учебного года. Вместо открытых тематических направлений формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основании тех, которые использовались в прошлые годы. Каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем - по две темы из каждого раздела Банка.
Банк, размещенный на сайте ФИПИ, состоит из трех разделов: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». В настоящее время банк тем итогового сочинения включает более полутора тысяч позиций, в дальнейшем он будет пополняться.
«Порядок и процедура проведения итогового сочинения в новом учебном году не меняются. Без изменений остаются и критерии его оценивания», - подчеркнул глава краевого минобразования.
В рамках аккредитационного мониторинга проводятся сбор и анализ информации с использованием информационных систем Рособрнадзора, таких как ФИС ОКО, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и приема, иных информационных систем с использованием Системы межведомственного взаимодействия, а также официальные сайты образовательных организаций. Кроме того, используются данные мониторинга системы образования: отчеты о самообследовании и статистические данные. Главный принцип – это верифицированность данных.
Школы формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, которые содержат информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в сети «Интернет». Данный принцип позволяет, используя открытые данные и информационные системы, провести аккредитационный мониторинг, не нагружая запросами школы, что очень важно.
В настоящее время Рособрнадзором ведется работа по апробации аккредитационных показателей. Выборка организаций будет небольшая, но охватит все субъекты.
«Подводя итоги, отмечу, что на данном этапе модели управления системой образования вопрос повышения управленческой культуры руководителей сферы образования является одним из ключевых, так как непосредственно влияет как на стабильность функционирования системы, так и на эффективность проводимых реформ. Уверен, что объединив усилия всех уровней образования региона, мы сможем обеспечить достойный уровень образования в образовательных организациях края, обеспечив конкурентоспособность наших выпускников», - подвел итоги министр образования Ставропольского края Евгений Козюра.