Лицей № 14 Ставрополя отмечает 40-летний юбилей

28.10.2014 г., 21:09
Когда под сводами лицея / «Ставропольская правда» от 24 октября 2014 г.

24 октября отмечает 40-летний юбилей лицей № 14 г. Ставрополя – учреждение образования, известное в крае своей системой воспитания одаренных школьников.

В конце прошедшего августа в группе журналистов краевых и федеральных СМИ мне довелось побывать в пресс-туре, организованном управлением по информационной политике аппарата правительства СК. Мы знакомились с итогами кампании по подготовке школ к новому учебному году. Но не только. На примере лучших учреждений образования Ставрополья журналисты увидели, как реализуется в крае проект модернизации системы общего образования. За три года правительством СК в рамках софинансирования на него было выделено 299,2 млн рублей.

Первой остановкой пресс-тура стал лицей № 14 г.  Ставрополя. С журналистами встретилась его директор Валентина Медведева. Мы обошли школьное здание, сияющее свежевыкрашенными стенами. Заглянули в классы, кабинеты, столовую и медицинский блок. Увидели высокотехнологичную «начинку» – автоматизированные места учителей, мультимедийное оборудование, компьютеры последнего поколения, современное оснащение медицинского кабинета и пищеблока.

В. Медведева сообщила нам, что в октябре 2014 года лицей будет праздновать свое сорокалетие. Думается, что путь, пройденный учебным заведением за эти годы, заслуживает отдельного разговора. Этот «некруглый» юбилей отражает очень важный поиск нашего краевого образования в области обучения и воспитания одаренных детей.

При этом, заметьте, специального отбора учеников по уровню интеллектуального развития и одаренности ни былая школа № 14, ни она же с 1990 в статусе лицея себе позволить не может. Нет такого права у бюджетного общеобразовательного учреждения. А одаренные дети здесь есть! В лицее мне показали огромный список участников муниципальных, краевых, федеральных предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, фестивалей творчества и спорта, проводившихся только в 2013/2014 учебном году. В нем 534 фамилии лицеистов, почти против каждой отметка: «победитель», «призер», «лауреат», «1-е место», «2-е место». Более двухсот ребят – победители, лауреаты, призеры федеральных конкурсов, причем весьма престижных. Войти в тройку лучших на олимпиаде-2014 по физике знаменитого Московского физтеха (МФТУ) – это серьезно...

Неудивительно поэтому, что выпускники ставропольского лицея № 14 показывают высокие результаты ЕГЭ. Каждый год здесь есть «стобалльники». При всех известных строгостях проверки выпускных работ в 2014-м шесть одиннадцатиклассников и в этот раз получили на экзаменах по 100 баллов, 95 выпускников из 96 поступили в вузы. Большинство бывших лицеистов еще студентами младших курсов начинают заниматься научной работой. Избранное когда-то направление – растить интеллектуальную элиту – учебное заведение оправдывает.

За этими достижениями сорок лет целенаправленной работы педагогического коллектива, в котором сегодня трудятся учителя разных поколений. Среди восьми десятков педагогов заслуженные учителя РФ, почетные работники общего образования России, специалисты высшей квалификационной категории. Это старшее и среднее поколение. Более молодые члены педколлектива учатся или закончили магистратуру, являются соискателями ученых степеней.

Конечно, за годы существования у четырнадцатого лицея сложилась своя репутация, и родители, отдающие сюда детей, как правило, сориентированы на их интеллектуальный рост и будущую успешность. Ученики ездят на занятия в лицей со всего города. Я даже знаю случаи, когда семья специально переезжала в Ставрополь (или устраивала ребенка жить у родственников), чтобы в старших классах он учился именно здесь.

Тем не менее, как уже было сказано, тестирование при поступлении ребята не проходят, в первые классы лицей набирает их по месту жительства. А по желанию, то есть «чужих», – лишь на оставшиеся места.

Каким образом среди обычных ребятишек (в этом году набрали пять первых класса) оказывается так много даровитых, достигающих в дальнейшем высокого уровня интеллектуального и творческого развития?

Заместитель директора по научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе Елена Павлова объяснила мне это так. Педагоги лицея уже в начальной школе, в первом классе, обращают внимание на тех детей, кто способен на уроке сделать больше других, понять материал быстрее. Это проявление способностей ребенка – те «блестки», которые при обучении, ориентированном на средний уровень, часто гаснут. Способному становится скучно, интерес к учебе падает.

В лицее же его заметят, учитель будет стараться работать с ним на уроке по индивидуальному плану, подбирая особые задания. После уроков ему предложат заниматься в кружках по интересам, на II и III ступени обучения – в научных и творческих школах («Дописываем учебник по математике», «Решаем нестандартные задачи»), в студиях по физике, химии, биологии и т. д. На сегодняшний день дополнительные занятия для детей бесплатные. С начальной школы все лицеисты участвуют в проектной деятельности, где помимо знаний и смекалки нужны еще умение эти знания добывать самостоятельно, определенные организаторские способности, коммуникабельность.

Так вызревают самые разнообразные таланты. Практика показывает, говорят в лицее № 14, что среди детей их большинство. Главное, вовремя разглядеть способного ребенка и поддержать.

Для несведущего все это может выглядеть просто. На самом же деле система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся строилась в учебном заведении годами разными поколениями педагогов.

В этом поиске своей образовательной модели лицей неоднократно становился экспериментальной площадкой – сперва муниципального, затем краевого и федерального уровней.

Сегодня в основе этой модели лежат следующие педагогические подходы: проблемное, развивающее, коммуникативное обучение; проектные и игровые технологии; привлечение диалога культур; использование IT.

Экспериментальная работа привела к развитию в лицее профильного обучения и к убеждению, что в современной жизни школа должна ориентировать детей на профессиональное самоопределение как можно раньше.

Профильные классы здесь открылись еще в 90-е годы прошлого столетия одними из первых в крае. Со временем выкристаллизовались три направления профилизации: химико-биологическое, физико-математическое, социально-экономическое.

Сегодня в 8 – 9 классах лицея ребята проходят предпрофильное обучение. Начинается углубление естественно-научного направления и на уроках, и в дополнительном образовании. Школьники ищут себя, чтобы в дальнейшем определиться с профилем.

Два года в 10 – 11 профильных классах – период исключительной насыщенности для учащихся. Профилизация в избранной области требует серьезной «углубленки» в учебные дисциплины, занятий проектной деятельностью, участия в предметных и научных олимпиадах. Сверх этого многие лицеисты посещают еще и Центр для одаренных детей «Поиск», учатся в Малой медицинской академии при Ставропольском госмедуниверситете и МАН Дворца детского творчества. В лицее это поощряют.

Результаты многолетней экспериментальной работы таковы: почти сто процентов выпускников не просто поступают в вузы, но именно в профильные, где высшее образование они получают по избранному еще на школьной скамье направлению. Таким образом, в лицее дети не только развивают свои интеллектуальные способности, но и обретают понимание, как найти им применение в жизни.

Не нужно, однако, представлять себе этих ребят «мучениками науки». Невзирая на все учебные нагрузки, они, как все подростки, любят потанцевать на дискотеках, увлекаются спортом, музыкой. Помимо научных в лицее работают музыкальные, художественные, театральные студии, спортсекции. Праздники здесь проходят ярко, с выдумкой, причем педагоги участвуют в них наравне с детьми – поют и пляшут вполне раскованно...

*****

Сейчас четырнадцатый лицей является площадкой двух экспериментов. Один учрежден приказом министерства образования СК в 2012 г. Связана эта работа с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС).

Научно-исследовательская деятельность ведется на базе Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ее цель (по сути, это выполнение социального заказа государства, общества, семьи) – готовить детей к самостоятельности и прежде всего при овладении знаниями. Умение ребенка добывать их самостоятельно и использовать в практической деятельности и составляет сердцевину ФГОС. После их введения в российской школе термин «учащиеся» даже был заменен на «обучающиеся». Имеется в виду как раз то, что ребенок, конечно, под руководством педагога учится сам, обучается.

Научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук Татьяна Черноусенко, заведующая кафедрой СКИРО ПК и ПРО. Рассчитан он на пять лет. По истечении этого срока сегодняшние пятиклассники, которые в этом году стали учиться по новым стандартам, перейдут в десятый. Проект в том числе должен помочь им определиться с выбором профильного обучения...

Второй же эксперимент – федеральный – проводится в рамках программы «Новая школа» с 2011 года. Его целью являются отработка и распространение моделей региональных программ развития образования. Проект реализуется на Ставрополье в нескольких десятках учреждений дошкольного и общего образования, что стало возможным, после того как наш край в лице министерства образования и Ставропольского краевого института развития образования победил в соответствующем федеральном конкурсе. Наряду с другими лучшими школами и детскими садами четырнадцатый лицей стал базовой стажировочной площадкой, проводит обучающие лекции и методические семинары для учителей края.

Участие школы, детсада в любом экспериментальном пилотном проекте, грантовом конкурсе – это огромный опыт для учителей и воспитателей, обмен профнавыками с коллегами, и тем ценен. Но есть и другие ценности, материальные. Как правило, участие в «пилоте» означает получение школой новой техники, улучшение ее материальной базы, возможность для педагогов повысить квалификацию на курсах. На то и рассчитано: чтобы поощрение получали лучшие, а остальные, на это глядя, тоже за ними тянулись.

Правительство СК, министерство образования и молодежной политики края многое делают, чтобы стимулировать образовательные учреждения к участию в подобных грантовых программах. Так, практически все они проводятся при краевом софинансировании.

Замечательная электронная «начинка» четырнадцатого лицея формировалась в разные годы в связи с разными выигранными грантами. Подвигая детей к участию в конкурсах, педколлектив делает это и сам.

В 2006 и 2008 гг. получили по 1 млн рублей за победу в конкурсе лучших школ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Отсюда появилось два компьютерных класса, новое лабораторное оборудование.

В 2011 году участие в качестве стажировочной площадки в уже упомянутом проекте по отработке моделей региональных программ развития образования на базе СКИРО позволило технику обновить. Получили медиатеку-библиотеку, 10 автоматизированных рабочих мест педагога, мобильный класс с 25 ноутбуками; интерактивные табло, киоск, доску.

Тогда же оказались в числе первых в крае школ, куда современное оборудование поступило уже в рамках программы модернизации общего образования: кабинет начальных классов с пятью лабораториями для изучения естествознания, кабинеты физики, географии, биологии с компьютерами и электронными микроскопами... Все это позволяет учителям работать, используя самые современные методики и технологии.

У лицея множество и других наград, одержанных побед, их можно увидеть на сайте учебного заведения. Выделю три, самые по времени последние: в 2013 – 2014 гг. дважды были занесены в Национальный реестр «100 лучших школ России», а также в нацреестр «500 лучших школ России». Престижно еще и потому, что это оценка независимых экспертов, которые отслеживают деятельность общеобразовательных учреждений по результатам ЕГЭ, итогам поступления выпускников в вузы и т. д.

Директор В. Медведева показала мне черновик своего выступления на приближающемся сорокалетнем юбилее лицея – очень короткого, на страничку. Валентина Алексеевна назвала в нем лучших учителей, отдельно – молодых, на которых вся надежда в будущем. Перечислила имена лучших учеников, которые прославили (или еще прославят) свою любимую школу в городе, крае, России. Поблагодарила самых отзывчивых и преданных родителей. А еще там есть слова: «Ни садов, ни дворцов в лицее № 14 нет, и размещается он в здании не первой молодости. Но и в старых стенах цветет и благоухает радуга новой жизни, царит научное пространство. Пространство это безгранично, как Вселенная».

И, пожалуй, лучше не скажешь.

На главную
Национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ" Планы проведения плановых проверок Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), предоставления лицензий, аккредитации 2020/21 учебный год Информация для родителей Организация детского отдыха Всероссийский конкурс сочинений среди обучающихся общеобразовательных организаций «Без срока давности» Всероссийская олимпиада школьников Безопасность дорожного движения Программа "Земский учитель" Безопасность и здоровье детей Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей в Ставропольском крае» Закупки министерства Майские указы Президента РФ Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российкой Федерации Государственная итоговая аттестация Антикоррупционная деятельность Форум "Меры по противодействию коррупции" Противодействие идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в образовательной сфере и молодежной среде Инновационная деятельность Всероссийский конкурс сочинений Открытые данные Народный контроль Видеоролик об организации проведения независимой оценки качества Результаты независимой оценки качества Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Телефоны горячей линии по вопросам поступления в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Ставропольского края Пилотный проект по воспитанию Модернизация школьных систем образования Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края Служба детского телефона доверия 8-800-200-01-22 ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ

Подписка на наши новости

Введите вашу почту: