Что такое инклюзивное обучение, большинству наших читателей неведомо. За исключением тех, у кого в семьях есть детишки-инвалиды. А их в нашем регионе более 10 тысяч человек. Эта цифра была озвучена на последнем заседании координационного совета по делам инвалидов при губернаторе СК.
И вот эти дети подрастают, а перед родителями вырастает глобальная задача во что бы то ни стало поставить их на ноги, дать образование, подготовить к взрослой жизни... Какие для этого существуют возможности? Члены координационного совета, побывав в специальной коррекционной школе-интернате №36 краевого центра, смогли убедиться, что возможности эти вполне реальны. Достаточно было побывать на концерте театра-студии «Вдохновение», чтобы убедиться: даже дети, лишенные слуха, умеют слушать музыку, танцевать и на равных общаться со сверстниками. А потом они учатся в средних специальных и высших учебных заведениях, получают профессии и работают...
Впрочем, до начала концерта на этом выездном заседании координационного совета состоялся достаточно серьезный и обстоятельный разговор о том, что такое это самое инклюзивное, а равно с ним и эксклюзивное образование. Разница проста – инклюзив предполагает, что для инвалидов создаются все условия для обучения в обычных школах вместе со сверстниками, а эксклюзив усматривает индивидуальные программы для обучения на дому. В нашем регионе используются все возможные для этого методики. Достаточно сказать, что, по словам заместителя министра образования СК Г. Зубенко, более семи сотен школьников получают образование на дому с использованием самых современных компьютерных программ, позволяющих напрямую общаться с учителями. Кстати, чтобы подготовить таких преподавателей, тоже потребовались немалые деньги из краевого и федерального бюджетов, и время, и терпение, и целых пять лет практики, поскольку первые программы по эксклюзивному образованию стартовали в регионе в 2009 году. Ну что ж, сейчас накопленный опыт позволяет по праву считать Ставрополье не только первопроходцем, но и регионом, способным передавать свой передовой опыт.
Тем не менее во всем мире признано, что самым прогрессивным методом, способным интегрировать детей-инвалидов в обычное общество, является все же инклюзивное образование. Это когда вместе с новейшими компьютерными технологиями, позволяющими изучать все школьные предметы на дому, у ребенка есть еще возможность посещать обычную школу, сидеть за партой и общаться с детьми своего возраста. Директор средней школы №21 краевого центра, признанной по итогам прошлого года лучшей инклюзивной школой России, А. Кизима рассказал о долгом пути, который удалось преодолеть этому педагогическому коллективу. А началось все с того, что несколько лет назад выяснилось, что в Юго-Западном микрорайоне Ставрополя есть несколько ребят, которые очень хотят учиться, однако не могут из-за здоровья посещать школу. Вот и стали размышлять педагоги, как им помочь. В итоге в школе появились не только пандусы, специальное оборудование, но и подготовленные учителя. Сейчас здесь учатся 46 детей-инвалидов. На равных со здоровыми сверстниками, которые всегда готовы прийти на помощь. И поэтому наверняка вырастут достойными и милосердными людьми. Жаль только, что среди родителей это учебное заведение именуется «школой для инвалидов» и своих здоровых чад не всякий готов туда отдать на обучение. Впрочем, родители тоже бывают разные, большинство относится к проблемам инвалидов с пониманием.
С. Адаменко, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе СК, привела в этой связи опыт, с которым она познакомилась в Северной Осетии. Там в одной из инклюзивных школ тоже встала такая проблема. И тогда директор вызвала к себе старшеклассников, многих – из числа «трудных» подростков, и попросила их оказывать помощь школьникам-инвалидам. Сформулировала эту просьбу не как приказ, а как ответственное поручение руководства школы. Отклик был самый положительный, а помощь – действенная и незамедлительная. Так и преодолели эту проблему.
О задачах инклюзивного образования немало говорила и заместитель министра труда и социального развития СК Л. Шагинова, которая провела последнее заседание координационного совета. По ее словам, в нашем регионе действительно накоплен немалый опыт, однако предстоит еще распространить его по общеобразовательным учебным заведениям, особенно тем, которые действуют в отдаленных от краевого центра районах, селах и городах.
А перед началом заседания директор школы-интерната №36 Т. Захарина провела гостей по учебным классам и специализированным кабинетам, которым несть числа, познакомила с работой узких специалистов, которые трудятся только в этом учебном заведении. И наглядно показала, что инвалидность в детском возрасте – вовсе не приговор на всю оставшуюся жизнь. Тем более если ее удается выявить на ранней стадии, а на помощь родителям приходят врачи и учителя. Результаты такой работы впечатляют: большинство учеников уходят во взрослую жизнь вполне подготовленными, в основном с полноценным средним образованием, позволяющим затем учиться в высших и средних специальных учебных заведениях, многие добиваются больших успехов в спорте и искусстве. Несмотря на инвалидность.