Как проводится работа с воспитанниками школы-интерната в Изобильном

05.06.2014 г., 11:11
Про жизнь «особенных» / «Ставропольская правда» от 31 мая 2014 г.

Работая пресс-секретарем главы администрации Изобильненского муниципального района, Ирина Торгунова часто проходила мимо расположенной в центре г. Изобильного коррекционной школы-интерната (полное название учреждения – «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 19 VIII вида»). Здания выглядели неприглядно, особенно бросался в глаза спальный корпус, облупленный, с ветхими, выкрашенными темной синей краской оконными переплетами; не радовала и запущенная, неухоженная территория вокруг. «Когда ж его отремонтируют наконец!» – часто думала Ирина Викторовна.

В 2011 году место руководителя школы-интерната № 19 стало вакантным. Ирина Торгунова решилась и попросила назначить ее директором. Помимо журналистики, в ее биографии были оконченный в начале девяностых Ставропольский государственный педагогический институт и 14 лет работы учителем русского языка и литературы. Назад в школу ее давно тянуло, необходимость получения дополнительного образования по коррекционной педагогике не испугала.

Новый директор начала-таки с ремонта. Ее предложения поддержала тогдашний министр образования СК Ирина Кувалдина, и в 2012 году краевой минобр выделил интернату в рамках проекта модернизации образования 11 млн рублей. На эти средства в спальном корпусе была устранена аварийность, включая усиление плит перекрытий и стяжку стен, полностью заменены системы водоснабжения, отопления, оконные блоки; капитально отремонтированы кровля и фасад, душевые и умывальные комнаты, лестничные марши. Поставили новую сантехнику, обновили пищеблок. Текущий косметический ремонт сделали своими руками педагоги – одних обоев в спальнях и учебных комнатах наклеили больше тысячи квадратных метров.

Сегодня выкрашенное в светлые тона здание спецшколы-интерната № 19 стоит посреди нарядных цветников, игровых площадок. В учреждении появилась своя бригада по текущему ремонту из профессиональных строителей. Первое, что поняли педагоги и родители воспитанников про директора Торгунову, что она хорошая, рачительная и заботливая хозяйка.

*****

Вступивший в силу новый федеральный закон об образовании обеспечивает право семье отдать ребенка в массовую школу, невзирая на любые проблемы его физического и психического развития. Совместное обучение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и здоровых ребятишек называется инклюзией.

Однако, отмечает заместитель министра образования Ставропольского края Галина Зубенко, тот же ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает родителям (или законным представителям) ребенка право учить его в специальной (коррекционной) школе или на дому. Коррекционные учреждения образования, таким образом, нужны и должны развиваться.

В спецшколе-интернате № 19 в Изобильном учатся дети с отставанием в интеллектуальном и психическом развитии. У некоторых из них есть за плечами попытка обучения в массовой школе, где их непохожесть на остальных, то, что они не смогли осваивать учебный материал в заданном программой темпе, вызывали раздражение учителей, насмешки одноклассников.

Мне довелось некоторое время назад брать интервью для «Ставропольской правды» у главного дефектолога страны, директора Института коррекционной педагогики РАО, академика Николая Малофеева, который, не отрицая самой идеи инклюзии, сказал, что для ее внедрения необходима соответствующая эмоциональная атмосфера в общеобразовательных школах, штат специалистов в каждой, а главное, подготовленные к работе с «особенными» детьми учителя. Не говоря уже о требованиях к наполняемости классов: если это, как сегодня, 20-25 учащихся, то уделять отдельное внимание школьнику с ОВЗ у педагога попросту нет времени.

- У нас же, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 19 Марина Трушева, – каждый ребенок на виду. Воспитатель утром передаст детей учителю, сообщит, как спали, как позавтракали, кто в каком настроении. Зайдет и в медкабинет к врачу, если кто-то из ребят стал кашлять или жалуется на головную боль. После учебного дня учителя точно так же поговорят с воспитателями: кто из детей что не успел усвоить, не понял, на что обратить дополнительное внимание во время их самоподготовки. «Я и дома, – улыбается Марина Николаевна, – иногда ловлю себя на том, что близким по пять раз одно и то же повторяю. Но это одно из правил работы с нашими воспитанниками: повторять, пока не поняли и не закрепили. И хвалить, хвалить за любое, самое незначительное продвижение вперед. Мы в прошлом году на одном празднике 60 похвальных грамот детям раздали: кому за учебу; кому за труд, за спорт; кому за то, что песню спел, картину нарисовал. Поэтому они доброжелательные, вежливые. Вы сами видели: с любым гостем в школе поздороваются, входную дверь перед ним откроют... У нас старшие не обижают младших. Бежит первоклассник Леша по коридору, а шнурок на ботинке развязался. Кто-то из старших ребят непременно остановит, завяжет».

С мамой первоклассника Леши я, кстати сказать, во время посещения интерната познакомилась. Он из «приходящих» учеников, и его мать Ольга Шатерникова как раз за ним приехала. У Леши диагностирован синдром Дауна. Вначале родители выбрали для него индивидуальное домашнее обучение при массовой школе. Домой приходил педагог, но учебных результатов, по словам Ольги, у сына не было никаких. А главное, мальчик совсем не общался с ровесниками. В класс не ходил, на улице ни с кем подружиться не удавалось: дети его сторонились, а сам он их расположить к себе не мог.

В спецшколе благодаря усилиям учителей и воспитателей, их владению коррекционными методиками Леша стал более дисциплинированным. На уроках пишет, рисует. И друг у него появился, чему очень рады в семье.

Родители другого первоклассника, Вити, о школе-интернате № 19 услышали, еще живя в Ставрополе. И специально переехали в Донское, откуда мальчика удобнее возить на учебу в Изобильный. У Вити аутизм. По словам его мамы Светланы Гречкиной, до поступления в спецшколу прошлой осенью он практически не говорил. Сейчас выражает свои мысли вслух, обращается к другим (иногда пишет маме и папе записки), овладел навыками счета. Самое важное, что подружился с одноклассником, даже ходит с ним за руку в столовую. Для аутичного ребенка возможность таких контактов – прорыв.

*****

Леша и Витя – приходящие ученики, таких в школе 14 из 106 детей. Для остальных же интернат не только место учебы, но и дом родной. В семьях они бывают по выходным (обычно раз в две недели) и на каникулах.

На спецшколе поэтому лежит задача не только дать воспитанникам девятилетнее коррекционное образование, но и обеспечить все то, что ребенок обычно получает в семье. Заботу о здоровье (в интернате хорошо оборудованный медицинский блок, работают врач-педиатр и медсестра; есть логопед и психолог). Полноценное питание (кормят пять раз в день). Навыки самообслуживания (этому терпеливо учат воспитатели). Организация досуга ребят, профессиональная их ориентация тоже лежат на плечах интернатного учреждения.

Нужно сказать, что власти – федеральные и краевые – в последнее время делают очень много, чтобы помочь в этом детским домам и школам-интернатам. Но и руководителям учреждений нужно проявлять инициативу для улучшения материальной базы, обучения педагогов и сотрудников работе на современном оборудовании.

За те три года, что Ирина Торгунова является директором специальной коррекционной школы-интернатом № 19, здесь в рамках проекта модернизации образования в Российской Федерации, краевой целевой программы «Право ребенка на семью» приобретено спортивное, учебно-лабораторное, музыкальное, игровое оборудование, включая мебель, интерактивные доски, тренажеры для спортзала и спортплощадки. Купили верстаки, современные станки для обучения мальчиков столярному делу и швейные, вышивальные машинки для девочек. Новое современное технологическое оборудование пришло на пищеблок.

В рамках краевой целевой программы «Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае» приобрели необходимое медоборудование. Открыли в интернате сенсорную комнату для психологической разгрузки и отдыха детей.

И все работает! (Пишу об этом, потому что, к примеру, нераспакованные параконвектоматы на школьных пищеблоках или распакованные, но не запущенные тоже видеть доводилось).

Но главное, конечно же, как трудятся педагоги. В течение учебного дня я побывала на уроках в разных классах: русский язык, математика, биология, изобразительное искусство. Увидела особые методики преподавания: много межпредметных связей, практических навыков дети получают больше, чем теории. Классы небольшие, поэтому почти у каждого ребенка свое задание в соответствии с возможностями. Учительское терпение огромно: объяснить, повторить, еще раз объяснить... Доброжелательность обязательна: подбодрить ребенка, похвалить за что-нибудь непременно.

После уроков в интернате работают кружки. Когда дети вышивают, выкладывают картины стеклярусом, рисуют, это не только постижение законов красоты. Ручная работа развивает мелкую моторику, а значит, и полушария мозга. Мне особенно приглянулся кружок «Пластилинопластика». Это рисование пластилином. Необычайно красивых, своеобразных картин, выполненных ребятами, уже набралось на целую выставку.

Иногда в какой-нибудь «рукодельный» проект включается вся школа. Так было перед Новым годом, когда и дети, и педагоги проявили чудеса фантазии, раскрашивая электрические лампочки и превращая их в елочные игрушки, которые воспитанники потом увезли для украшения домашних елок. А после мастер-класса «Креативная открытка» все стали делать праздничные (в том числе в формате 3D) открытки и дарить их друг другу.

В интернате работают спортивные клубы и секции, есть кружок вокала и минифилармония «Созвучие». Утренники, вечера, праздничные мероприятия готовят сами дети под руководством заместителя директора по воспитательной работе Нины Юровниковой. В общем, разнообразию досуга и увлечений воспитанников интерната во многих массовых школах могут позавидовать. Так же, как многочисленным их победам в городских, районных и краевых творческих конкурсах, спартакиадах, соревнованиях.

На репетиции вокального кружка я услышала пение симпатичной девочки-подростка. Голос сильный, да и на сцене держится свободно... Потом мне показали сделанные ее руками вышивки – тоже отличные. Такая вот одаренная девочка с довольно сложным дефектологическим диагнозом... Интернат дал ей знание своих возможностей, уверенность в себе.

Вопреки выражаемому многими сторонниками инклюзии мнению, что коррекционная школа формирует у ребенка психологию пациента, детям здесь стараются внушить ощущение своей личностной ценности.

*****

Социализация выпускников интернатных учреждений – вопрос из наиболее сложных. Кроме прочих их проблем большинство воспитанников спецшколы-интерната № 19 происходят из социально неблагополучных семей – сейчас их принято называть семьями в трудных обстоятельствах. А это значит, у родителей нет той укорененности в жизни, которая помогает ориентироваться в окружающем мире и которую можно передать детям.

К концу девятого класса, говорит директор И. Торгунова, кое-кто из ребят делится тревогами: как будут жить дальше, смогут ли во взрослой жизни получать признание и тепло, которые давала им школа. На выпускном вечере плачут, после выпуска некоторые продолжают приходить, сидят по утрам в школьном дворе на скамейке.

И все же жизнь налаживается. Мальчики в интернате учатся столярному делу, девочки – швейному, у них сформированы трудовые навыки. После школы большинство поступает на специальные коррекционные отделения колледжей и училищ, получает рабочие профессии. Кто-то работает на земле, бывший выпускник Роман Сазонов в прошлом году стал звездой районного масштаба – занял второе место в соревнованиях комбайнеров.

...Директор спецшколы-интерната № 19 Ирина Торгунова, весь педколлектив учреждения убеждены: всех этих успехов в жизни их «особенных» воспитанников не случилось бы, если бы не то внимание, которое в последние годы федеральные и краевые власти уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья, предоставляя большую правовую, материальную поддержку для их воспитания и образования. Если бы не заинтересованность и энтузиазм специалистов министерства образования СК, помогающих выстраивать систему нового отношения к этим детям и к их защите.

На главную
Национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ" Планы проведения плановых проверок Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), предоставления лицензий, аккредитации 2020/21 учебный год Информация для родителей Организация детского отдыха Всероссийский конкурс сочинений среди обучающихся общеобразовательных организаций «Без срока давности» Всероссийская олимпиада школьников Безопасность дорожного движения Программа "Земский учитель" Безопасность и здоровье детей Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей в Ставропольском крае» Закупки министерства Майские указы Президента РФ Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российкой Федерации Государственная итоговая аттестация Антикоррупционная деятельность Форум "Меры по противодействию коррупции" Противодействие идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в образовательной сфере и молодежной среде Инновационная деятельность Всероссийский конкурс сочинений Открытые данные Народный контроль Видеоролик об организации проведения независимой оценки качества Результаты независимой оценки качества Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Телефоны горячей линии по вопросам поступления в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Ставропольского края Пилотный проект по воспитанию Модернизация школьных систем образования Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края Служба детского телефона доверия 8-800-200-01-22 ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ

Подписка на наши новости

Введите вашу почту: