Что будет с детскими домами, если всех сирот передадут в семьи?

30.07.2014 г., 09:09
Жизнь в эпоху перемен / «Ставропольская правда» от 30 июля 2014 г.

 

«Новая семья» – так называется подпрограмма министерства образования Ставропольского края на 2014-2015 годы, направленная на создание благоприятных условий для семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За это время доля ребятишек, воспитывающихся в детских домах, приютах, других интернатных учреждениях, должна значительно сократиться.

 

Воспитанники и воспитатели санаторного детского дома № 12 пришли с поздравлениями на открытие кризисного центра.

Подобных программ федерального, регионального уровней сегодня реализуется много. Их главная идея (можно даже сказать, идеология) – со временем передать в семьи всех без исключения российских сирот.

Но тогда какая судьба ожидает в будущем детские учреждения, где сегодня растут эти ребятишки? Закроются ли они впоследствии совсем? Или станут исполнять в системе образования какие-то новые функции?.. Дискуссии на эту тему сейчас ведутся в педагогическом сообществе.

Корреспондент «Ставропольской правды» встретилась с Антониной Остроуховой, директором санаторного детского дома № 12, что находится в Ставрополе. Предлагаем читателям их беседу.

– Антонина Ивановна, ваше учреждение только в прошлом году сумело найти замещающих родителей для 13 ребятишек. Замечательно, конечно. Но, говорят, в среде специалистов детских домов присутствует беспокойство – не лишатся ли они работы вовсе. Есть проблема?

- Во-первых, время, когда в России исчезнут учреждения для сирот, наступит еще не скоро. Маховик социального сиротства начал раскручиваться в девяностые. Если бы то внимание, которое государство и общество уделяют этому вопросу в настоящий момент, возникло тогда (или хотя бы лет 10 назад), проблема, наверное, так не обострилась бы. И решить ее «одним махом» не удастся. Хотя, вероятно, уже сейчас нужно закрывать какие-то невостребованные малочисленные детские дома.

Благодаря государственной поддержке, оказываемой сегодня замещающей семье, люди действительно стали забирать из детских домов сирот. Однако пока трудно устроить в семью ребенка-инвалида. Неохотно берут на воспитание подростков – большинство кандидатов в замещающие родители ищут в банке данных малыша. Есть сложности с ребятами из многодетных семей, которых по закону разлучать нельзя.

Так что учреждения для сирот существовать будут и в дальнейшем, и жизнь детей в них должна быть комфортной, осмысленной, чем-то напоминать семейную. В нашем детском доме, например, уже давно группы так и называются – «семья». В каждой по 6-8 ребят, живут они в трех-четырехкомнатных помещениях квартирного типа. Стараемся, чтобы в группе работали не более двух воспитателей, дабы у детей не создавалось эффекта постоянной смены взрослых. Малыши посещают близлежащие детские сады, старшие учатся в городских школах. Мы стремимся по возможности приблизить их жизнь к тому, как живут «домашние» дети. А по части досуга, дополнительного образования у наших ребят возможностей даже больше: в детдоме для них работают 14 кружков и секций, театр моды, театр драмы.

Тем не менее мы понимаем, что ребенку нужны папа и мама, которых не заменят лучшие воспитатели, многое делаем, чтобы эта детская мечта сбылась.

И здесь я перехожу ко второй части ответа на ваш вопрос, о будущем воспитательных учреждений и их специалистов.

В какой-то момент я поняла, что раз воспитанников у нас становится меньше, то детскому дому, всему коллективу его работников нужно искать новые формы работы, другие варианты востребованности.

Ими могут стать создаваемые на базе учреждений для сирот всевозможные центры сопровождения – постинтернатные, семейные, кризисные. Год назад мы при поддержке министерства образования и молодежной политики СК открыли у себя Ресурсный центр. Среди его целей – помощь воспитанникам и выпускникам детских домов, родителям и детям в замещающих семьях, содействие в преодолении различных семейных кризисов и многое другое.

Очень важная часть деятельности – создание новых эффективных технологий и методик работы, для чего на базе Ресурсного центра открыто пять научных лабораторий. За год ими издано 10 научно-методических пособий. Затронутые в них вопросы весьма актуальны: от исследования суицидального поведения в среде детей-сирот и способов противодействия ему до профориентации выпускников интернатных учреждений. Книги оказались востребованы не только на Ставрополье, но и в России, получили положительные отзывы известных ученых.

– А кто написал эти пособия?

- Наши педагоги, психологи – сотрудники лабораторий. Практически у всех у них по два высших образования, некоторые сейчас работают над диссертациями. Это, кстати, хороший способ для специалиста оставаться востребованным на рынке труда.

В структуре РЦ действует семейный центр по подготовке детей-сирот к жизни в приемной семье или к возвращению в их кровные семьи. Работает школа приемных родителей – теперь все будущие усыновители, опекуны, замещающие родители по закону обязаны посещать такие курсы.

– Этим летом вы открыли у себя также кризисный центр. Чем он занимается?

- Любая семья подвержена кризисам развития. Когда, например, родится ребенок и у супругов появляются новые роли. Или когда дети входят в подростковый возраст, который у большинства протекает очень бурно.

Свои кризисы есть у замещающей семьи, особенно в период адаптации взрослых и детей друг к другу.

В эти моменты семья нуждается в помощи. Открыв кризисный центр, мы дали объявление, что на его базе работают телефоны доверия – один для детей, другой для взрослых. И тут же начались звонки. В случае необходимости люди приходят к нашим психологам на прием.

Вот один только пример. У ребенка умерла мать, его взяли на воспитание супруги, которые были ее близкими друзьями. Пока мама была жива, мальчик к ним тепло относился. А когда ее не стало, все почему-то изменилось, с приемной матерью контакт не сложился. Наши специалисты за несколько встреч сумели помочь этой семье.

– Вы оказываете помощь только семьям с приемными детьми?

- Любым, где есть дети. Могу рассказать о другом случае. Родители обратились по поводу родной дочери – совершенно неуправляемого подростка. В ходе ее общения с психологом выяснилось, что поведение девочки – своеобразный бунт против родителей, которые уделяют ей мало внимания. Надеюсь, и здесь будет позитивный результат.

Мы работаем с отцами и матерями, которых хотят лишить родительских прав, если они к нам обращаются. И с теми, кто в этих правах хочет восстановиться.

Объем деятельности очень большой. В Ресурсном центре 12 специалистов. Но если нужно, подключаются и сотрудники детского дома.

…Все время, пока мы с Антониной Ивановной разговаривали, у нее в кабинете заливались телефоны. После одного звонка она попросила секретаря позвать Андрея.

Вошел подросток лет тринадцати. Директор сказала, что с ним хотят встретиться возможные приемные родители, спросила, согласен ли он. Мальчик кивнул, было видно, что он взволнован.

После ухода Андрея я спросила Антонину Ивановну, как это происходит – чужие друг другу люди, взрослые и ребенок, образуют семью?

Она ответила, что первым делом побеседует с кандидатами в родители сама. Обязательно похвалит за то, что выбрали в банке данных детей-сирот такого большого парня, с полностью сформированным характером. Все им о нем расскажет, познакомит с его медицинской картой, ничего не скрывая: люди должны сознавать меру ответственности, которую на себя берут.

Затем в процесс включатся психологи, социальные педагоги, медики. Примут ли друг друга ребенок и взрослые, они поймут. Если все сложится, новую семью (согласно заключенному договору) будут сопровождать специалисты Ресурсного центра из его тьюторского (службы сопровождения) отдела. В пределах края тьютор – с согласия замещающих родителей – может приехать в гости, посмотреть, как там живется бывшему детдомовцу. За пределами Ставрополья предполагается регулярное общение с семьей по скайпу.

Одним словом, современно мыслящий руководитель, подготовленные специалисты свое место в меняющейся жизни находят... С пользой для дела и самой жизни...

На главную
Национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ" Планы проведения плановых проверок Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), предоставления лицензий, аккредитации 2020/21 учебный год Информация для родителей Организация детского отдыха Всероссийский конкурс сочинений среди обучающихся общеобразовательных организаций «Без срока давности» Всероссийская олимпиада школьников Безопасность дорожного движения Программа "Земский учитель" Безопасность и здоровье детей Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей в Ставропольском крае» Закупки министерства Майские указы Президента РФ Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российкой Федерации Государственная итоговая аттестация Антикоррупционная деятельность Форум "Меры по противодействию коррупции" Противодействие идеологии терроризма, экстремизма и межнациональной розни в образовательной сфере и молодежной среде Инновационная деятельность Всероссийский конкурс сочинений Открытые данные Народный контроль Видеоролик об организации проведения независимой оценки качества Результаты независимой оценки качества Фонд социальной поддержки населения Ставропольского края Телефоны горячей линии по вопросам поступления в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Ставропольского края Пилотный проект по воспитанию Модернизация школьных систем образования Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края Служба детского телефона доверия 8-800-200-01-22 ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ

Подписка на наши новости

Введите вашу почту: