День учителя традиционно широко отмечается в нашем крае. Не стал исключением и 2014 год. Педагогов поздравляли в школах, колледжах, вузах. А накануне наиболее отличившиеся, добившиеся высоких результатов в своем труде представители этой профессии были приглашены на торжественный прием в правительство СК. С участием губернатора Владимира Владимирова и министра образования и молодежной политики края Василия Лямина состоялось награждение победителей конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Значительными денежными премиями были награждены 34 педагога школ, гимназий, лицеев. Следует особо отметить, что помимо федеральных денег на поощрение победителей конкурса были выделены немалые средства из краевого бюджета – 2 млн 600 тыс. рублей.
«Ставропольская правда» освещала это мероприятие, мы публиковали большую фотографию, на которой виновники торжества засняты на ступеньках здания правительства вместе с главой края и министром. Между тем в архиве нашего фотокорреспондента Дмитрия Степанова остался еще один снимок. Группа учителей из Георгиевска попросила Владимира Владимирова сфотографироваться вместе с ними, и этот момент запечатлел фотокор «СП».
У георгиевцев были основания для отдельного фото с главой края. Дело в том, что из 34 награжденных семеро – пятая часть – учителя из этого города. Родилась мысль познакомиться ближе и с системой образования Георгиевска, и с самими победителями. Как куются такие победы?
Во время беседы корреспондента «СП» с главой Георгиевска Александром Манаковым и начальником управления образования и молодежной политики города Ниной Калабиной вспомнилось, что внушительных результатов в конкурсе нацпроекта здесь добиваются не впервые. В 2013 году георгиевцев среди 34 победителей было шестеро.
Эти заслуги, по мнению моих собеседников, не случайны. Работая во взаимодействии с министерством образования и молодежной политики СК в рамках реализации государственной программы Ставропольского края «Развитие образования», активно участвуя в модернизационных процессах, в Георгиевске главным приоритетом избрали качество.
Качественно учить, воспитывать детей, готовить их к будущей жизни могут только учителя, обладающие настоящим педагогическим мастерством. Для организации непрерывного образования педагогов, руководителей образовательных учреждений, оказания реальной адресной помощи в повышении их профессионализма в городе используются разные формы работы: профессиональные конкурсы, фестивали, конференции. Все это помогает сформировать культуру презентации учителями своих идей, педагогического опыта, учит их представлять себя на разных уровнях.
С целью выявления и поддержки талантливых педагогов, повышения их профессиональной компетентности, распространения эффективных педагогических технологий ежегодно проводится городской открытый фестиваль педагогических идей «Таланты без границ». Посещаемость учителями данного мероприятия растет, в этом году достигла 300 человек. Ежегодный городской фестиваль инновационных площадок образовательных учреждений также проходил в рамках трансляции передового педагогического опыта.
Большой вклад в повышение профессионального уровня учителей вносят и методические объединения. Активно работают школьные методобъединения. Следует отметить, что большинство педагогов являются также членами различных сетевых профессиональных объединений.
Что касается непосредственного участия и побед учителей в конкурсах национального приоритетного проекта «Образование», то здесь большую помощь оказывает городское управление образования, его информационно-методический отдел.
Как подчеркнул А. Манаков, достижения в образовании невозможны без создания достойных условий работы для тех, кто учит, и учебы – для тех, кто учится. Средняя учительская зарплата в Георгиевске в 2013 году достигла средней по экономике и составила 21154 рубля. В городе нет текучести педкадров, учителя дорожат работой. Меняется облик школ, улучшается их материально-техническая база. В 2014-м завершен капитальный ремонт в Центре образования № 10, частичный – в СОШ № 29, ликвидирована аварийность в СОШ № 3. В рамках реализации государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» на принципах софинансирования проведены работы по замене оконных блоков в 10 учреждениях образования.
К словам главы Н. Калабина добавила: все выпускники одиннадцатых классов школ города в 2014 году успешно сдали ЕГЭ и получили аттестаты о среднем образовании. И при всех строгостях перепроверок результатов выпускных экзаменов этого года работы георгиевских выпускников, оцененные 80 баллами и выше, «устояли», оценки были признаны объективными.
Разумеется, внесла свой вклад в эти итоги и «великолепная семерка» георгиевцев – победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
По нашей просьбе все они вместе с начальником управления образования и молодежной политики администрации г. Георгиевска Ниной Калабиной собрались на круглый стол.
Мы попросили учителей не просто рассказать о себе, но и ответить на вопрос, что они считают главной изюминкой своей работы, столь высоко оцененной на краевом и федеральном уровнях.
Елена Великосвят, учитель географии СОШ № 6, почетный работник общего образования РФ, дважды победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО в 2007 и 2014 гг.
– В жизни каждого человека наступает момент, когда он спрашивает себя: правильно ли я выбрал свой жизненный путь? Надеюсь, что две победы в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование» свидетельствуют о том, что я не ошиблась в своем призвании.
Думаю, нынешним учителям повезло. В последние несколько лет благодаря модернизации системы образования, различным краевым и федеральным программам в школы пришло современное оборудование, учитель получил возможность использовать новые образовательные технологии, позволяющие сделать процесс обучения и воспитания более эффективным. Все, например, хорошо знают, что без карты нет географии. Реальное технологическое чудо XXI века – интерактивные карты. Они имеются в наличии на дисках годового мультимедийного ресурса, я их могу использовать на уроке так же, как аэрофотосъемки, GPS-навигатор. Имею свой сайт, где размещаю созданные мной дидактические материалы... В 2012 году за участие в общероссийском проекте «Школа XXI века» я получила звание «Учитель цифрового века».
К созданию компьютерных презентаций привлекаю учеников. Это очень важно для современного молодого человека.
На протяжении ряда лет мои ученики демонстрируют высокие результаты по географии на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, во Всероссийском молодежном предметном чемпионате, общероссийских конкурсах «Олимпус», «Мультитест», олимпиаде«Ломоносов» и других. Благодаря победе в географической олимпиаде школьников, которую проводил Санкт-Петербургский госуниверситет, моя ученица Неонилла Пахомова на льготных условиях была принята на I курс МГУ.
Но, может быть, самым любимым своим увлечением я считаю географическое краеведение. Стараюсь передать эту любовь детям. Вместе с коллегами Анатолием и Натальей Елисеевыми мы разработали курс по краеведению города Георгиевска, включающий в себя программу, учебное пособие, рабочие тетради. Созданный нами учебно-методический комплекс вызвал большой интерес на I съезде краевого филиала Русского географического общества в 2014 году.
Елена Игнатьева, учитель биологии СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов, почетный работник общего образования, дважды победитель конкурса ПНПО – в 2008 и 2014 гг.
– Раньше профессиональное самосовершенствование, дающее рост и развитие, я понимала как обучение, скажем, на курсах – таких, какие я окончила при Институте информационных технологий «АйТи» или в Ставропольском краевом институте развития образования. Теперь все больше привлекает участие в творческих объединениях, педагогических консилиумах. Причем как внутришкольных, так и «внешних» – в городе, крае. Большие возможности открывает сетевое общение с коллегами, которое позволяет презентовать свой педагогический опыт (и познакомиться с чужим) и на российском, и на международном уровнях. Состою членом многих сетевых сообществ учителей, объединенных какой-либо общей идеей, например, в области работы с одаренными детьми. Это открывает новые возможности не только для меня, но и для моих учеников.
Руковожу школьным научным обществом «Экос». Выполненные ребятами научно-исследовательские проекты по биологии, экологии часто получают высокую оценку. Так, ежегодно мои ученики становятся призерами и победителями краевого этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников, Всероссийского юниорского конкурса «Подрост», олимпиады «Созвездие», Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, конкурса детских экологических проектов и других. Этому способствует и тесное сотрудничество с социальными партнерами. Среди них Эколого-биологический центр, где проходят различные экологические акции; Кировский лесхоз, с которым сотрудничали в работе над проектом по изучению деградации лесного сообщества преподаватели кафедры ботаники и почвоведения СКФУ, оказавшие консультации при выполнении ряда проектов, и другие.
Сетевое общение открывает возможность участвовать в вебинарах, видеоконференциях, представлять свои наработки на всероссийских интернет-конкурсах и фестивалях, образовательных порталах.
Биология – предмет, востребованный школьниками, особенно в старших классах. В последнее время интерес к ней возрос в связи с ориентацией детей на медицинские профессии. (Сейчас в медицинских вузах страны учатся 38 моих выпускников.) Это заставляет«разворачивать» преподавание и в данном конкретном направлении. Поиск продолжается...
Наталья Кузнецова, учитель истории и обществоведения СОШ № 3, почетный работник общего образования.
– Чем стал этот конкурс для меня? Прежде всего осмыслением своего педагогического опыта, следующим шагом по пути профессионального роста, испытанием на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость.
Самым сложным было решиться, и здесь побудительным фактором явилась возможность продемонстрировать свой опыт педагогической аудитории, что, на мой взгляд, является необходимым условием для квалификационного роста.
Конкурс помог мне проанализировать свою педагогическую деятельность. Это трудоемкий и наукоемкий процесс. Необходимо было систематизировать собственные находки, используемые приемы, дидактические материалы и т. д. То есть провести большую исследовательскую работу по обобщению многолетнего учительского труда. В результате я в чем-то пришла к необходимости пересмотреть свои методики...
Готовя материалы на конкурс, я составляла таблицы, диаграммы и т. д. И вдруг увидела, сколько достижений у моих учеников, особенно в научно-исследовательской работе. Они участвуют (и часто побеждают) в научно-практических конференциях Малой академии наук в Ставрополе, в научных форумах школьников в Москве, Обнинске. Выпускница 2014 года стала призером олимпиады при СПбГУ, сейчас учится там на историческом факультете. Пятеро моих бывших учеников выбрали профессию учителя истории, что мне очень дорого.
Изюминкой же своей я считаю интерес к историческому краеведению, который мне удается передать ребятам. Недавно мы вместе работали над проектом «Ермолов, которого мы обрели». Ребята искали следы пребывания легендарного генерала в Георгиевске, сидели в библиотеках, выясняли у жителей города, что они знают об этой исторической личности...
Антон Маширов, учитель технологии, преподаватель-организатор ОБЖ СОШ № 3.
– Как учителю технологии мне повезло. В преподавании этого предмета многое зависит от технической оснащенности процесса, и в этом смысле в нашей школе все в порядке. Дети на современном оборудовании могут заниматься дерево- и металлообработкой, работать с электроникой.
Им интересно, когда их труд имеет какой-то конкретный смысл, поэтому я стараюсь увлечь их социальными проектами. Так, они изготавливали на уроках деревянные трости для пожилых людей (чтоб не падали в гололед); был случай, когда группа ребят изобретала электронный прибор, который помог незрячему человеку передвигаться по дому, не натыкаясь на предметы. В процессе этих занятий зачастую происходит профессиональное самоопределение учеников. Способствуют этому обучающие и деловые игры.
Как уроки по технологии, так и занятия по основам безопасности жизнедеятельности готовят школьников к взрослой жизни, делают сильнее, выносливее. Вот неполный перечень конкурсов, соревнований, в которых участвуют мои ученики. Военно-спортивная игра«Зарница», лично-командное первенство по стрельбе из пневматической винтовки, школьные олимпийские игры по стрельбе, соревнования «Школа безопасности», спартакиада по общефизической подготовке молодежи допризывного возраста, конкурс дружин юных пожарных «Горячие сердца», конкурс-выставка технического творчества учащихся, конкурс поделок, конкурс «Стрелковый поединок», молодежные казачьи игры, интеллектуальная игра для школьников и студентов «Вершина», Всероссийская научно-практическая конференция«Шаги в науку», заочный Всероссийский конкурс «Познание и творчество».
Недавно у георгиевского мемориала «Огонь Вечной славы», где несут почетный караул юнармейцы нашей школы, встретил двух своих выпускников этого года. Оба призваны в армию, после прохождения службы собираются поступать в военные училища. Так происходит из года в год: кто-то из моих ребят идет в технические вузы и колледжи, кто-то – в военные училища и институты...
Софья Осипьян, учитель математики СОШ № 6.
– У меня, как у всех учителей, есть свои «звездочки», дети, которые любят математику, интересуются ею. Каждый год мои ученики участвуют в разного рода конкурсах и олимпиадах. В 2014 году таких было 48 человек.
Но рассказать я хочу все же не о них, а о тех, для кого мой предмет труден, кто не всегда с ним справляется. Если такому ребенку не помогать, то он может пополнить категорию детей, которых мы потом называем «трудными». Поэтому я с такими ребятами работаю индивидуально. Написал самостоятельную работу на тройку, но для него это успех! Пишу рядом с оценкой «Молодец!!!». А кому-то (за работу на «четыре») пишу «Слабо». Потому что знаю потенциал каждого своего ученика.
Сейчас есть возможность во вне-урочное время проводить консультации. Я обычно разбиваю детей на две группы. В одном ряду сильные ученики, в другом сидят слабоуспевающие. У каждого свое задание, к каждому подойду, спрошу, чем помочь. Практикую «пересаживание» из одного ряда в другой, когда они помогают друг другу...
Своим опытом делюсь с коллегами. За три года провела 6 открытых уроков, 4 мастер-класса, 7 семинаров для учителей города. Темы: «Проектная работа с учащимися в процессе изучения математики»; «Личностно ориентированный подход в обучении математике»;«Разноуровневый подход в обучении математике»; «Философский подход в обучении через интеграцию и метапредметные связи»; «Актуальные вопросы единого государственного экзамена по математике» и другие.
Ольга Улезко, учитель английского языка гимназии № 2.
– Я не только учитель, я бывшая выпускница гимназии № 2, которая в городе да и в крае известна своими достижениями. В этом году она вошла в топ «Сто лучших школ России».
Преподавание иностранных языков – традиционно сильная сторона нашего учебного заведения. Дети изучают четыре европейских языка, два из них – по выбору. Ряд предметов – страноведение, литературу США и Великобритании – я веду на английском.
Мой конек – проектно-исследовательская деятельность учащихся, помощь в которой нам оказывает Пятигорский государственный лингвистический университет. Переводческие работы наших ребят, первые шаги в лингвистических исследованиях публикуются в «Научных записках» университета. А с 2009 года появился еще и сетевой проект «Школа переводчика», в котором мы участвуем. Из того, что детям понравилось более всего, можно назвать перевод с русского на английский и озвучание ими мультфильмов, работа над видеороликами, посвященными Сочинской Олимпиаде (двое наших старшеклассников стали призерами конкурса). И, конечно, «Битва хоров» на английском языке.
Не все выпускники гимназии поступают на языковые факультеты. Сейчас другая тенденция: профессия (врача, психолога, экономиста и т. д.) плюс иностранный язык, а лучше два. Знание иностранных языков, других культур развивает человека. И я с гордостью наблюдаю, когда мы ездим на какие-либо мероприятия в ПГЛУ, как мои ученики покупают в книжном магазине книги на английском, включая современную романистику. Не для практики даже, а потому что им интересно...
Ирина Шмыкова, учитель биологии и химии СОШ № 29 с углубленным изучением ряда предметов.
– С 2011 года я дистанционно учу детей с ограниченными возможностями здоровья по программе Центра образования «Технологии обучения» Московского открытого института образования, где прошла соответствующие курсы. Этот опыт подвел меня к мысли: а почему не использовать те же приемы в работе со всеми детьми?
Так был создан курс использования цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии и во внеурочной деятельности учащихся. На авторском сайте я создала страничку дистанционного обучения по биологии, куда учащимся 6-11 классов и их родителям предоставлена возможность зайти узнать домашнее задание, посмотреть дополнительный материал в информационных модулях, выполнить контрольные модули из электронных образовательных ресурсов. Материалы для модулей я искала и закачивала в течение года. Примерно треть моих учеников ими пользуется.
Особенно это удобно, если ребенок пропустил занятия по болезни. Или, например, на 3 недели уезжал в санаторий. Взяв с собой планшетник (они есть практически у каждого школьника), он имеет возможность изучать материал согласно программе, выполнять домашние задания, которые я тут же проверяю.
Детям интересна сама работа с планшетом, где и анимация, и иллюстрации, и видовые ролики, и комментарии ученых.
Современная школа должна пользоваться возможностями цифрового века, не отставать от него.